Соревнование "Самый удачливый студент" в Darden не только обладает солидным призовым фондом – его организаторы проводят исследование

Дата публикации

20 февраля Макс Парк (Max Park) торжественно прошел по конференц-залу, расположенному в бизнес-школе Darden при Университете Штата Вирджиния (University of Virginia), улыбаясь и махая рукой сотням студентов, собравшимся посмотреть на то, как он будет бороться за шанс выиграть $18750.

С колье на шее, на которой выгравирована надпись "Самый удачливый студент Darden" и называя себя "чемпионом возможностей", слушатель программы MBA первого года, затаив дыхание, ждал, пока из проволочной кабинки выкатится и откроется шар, и ему будет вручен чек на $3000. По условиям соревнования, Парк должен был обменять эти деньги на один из чемоданов.

Он запрыгнул на сцену, на которой двое людей, одетых во фраки, с цилиндрами на головах и в белых перчатках держали чемоданы, в одном из которых было пусто, а в другом лежал чек на $18750. Парк глубоко вздохнул и выбрал чемодан, который держал человек, стоящий к нему ближе. Попросив собравшихся студентов досчитать до "3", он открыл его. Публик застыла в ожидании, Парк поднял свою руку вверх, и его однокурсники зааплодировали. Через секунды он держал в руках увеличенного размера чек на $18750 – сумму, достаточную для прохождения целого семестра в Darden.

Это не было одним из заурядных соревнований, проводимых в бизнес-школах. Парк оказался одним из 269 студентов, участвующих в исследовательском эксперименте, проводившемся двумя школьными преподавателями по бизнесу – Филом Пфайфер и Сэмом Бодили (Phil Pfeifer и Sam Bodily). Оба преподают "Анализ решений", обязательную дисциплину для слушателей MBA первого года обучения, во время которой они учатся тому, как использовать количественный метод для вынесения решений в неопределенных деловых ситуациях. Т.е. студенты в классе выясняют то, каким образом они бы поступили в потенциально возможных бизнес-ситуациях. Например, разумно ли с финансовой точки зрения заключать тот или иной контракт или сколько необходимо продать мест на самолете по льготному тарифу. Или же, в случае с соревнованием, определить в каком из представленных чемоданов находится та или иная сумма.

Рационализм продавцов и покупателей

Пфайфер рассказывает, что идея создания этого конкурса появилась после прочтения книги Нассима Николаса Талеба (Nassim Nicholas Taleb) под названием "Обманутый случайностью". Главным своим тезисом Талеб считает первостепенную роль, которую случайность играет в бизнесе и жизни. Пфайфер решил привлечь своих студентов для проверки этого тезиса. Вместе с Бодили они разработали эксперимент, в котором студентов оповестили о том, что им будет предоставлена возможность выбора между определенным количеством наличных либо одного из 2 чемоданов, в котором заведомо должна была оказаться сумма в размере $18750. Половине студентов объяснили, что им будут сначала предоставлены 2 чемодана, а после внезапно появится возможность отказаться от выбора, забрав с собой определенную сумму денег наличными. Другой же половине студентов предоставили обе возможности одновременно. (Соревнование в общих чертах схоже с одним из игровых шоу на канале NBC под названием “Deal or No Deal”)

Исследование в области анализа решения несколько раз подтвердило тот факт, что люди далеко не всегда поступают рационально в этих случаях. Определенное количество экспериментов выделило 2 категории людей. В первую входили так называемые "покупатели", либо люди, которым предоставляли наличные и возможность приобрести за них чемодан. Эти люди в большинстве случаев выбирали наличные. Вторую категорию составили продавцы, которым сначала показали чемоданы, а затем предлагали деньги – эти люди выбирали первое.

Бодили отмечает, что на эксперимент повлияли и те факторы, которые относятся к реальному миру этих людей, нежели просто искусственное воспроизведение ситуации в классе. "Эта ситуация дала нам возможность определить то, как бы люди повели себя в ситуации риска, а также провести эксперимент с реальными деньгами, которые представляют для них ценность, - говорит Бодили. - Мне не кажется, что где-либо еще проводятся эксперименты подобного масштаба".

Финалист прошлого года, выбравший пустой кейс

259 участников эксперимента Darden этого года попросили заранее определить, за какую сумму денег они бы согласились либо отказаться от уже выбранного чемодана, либо от возможности выбора между 2 чемоданами вообще. Затем пятерых студентов наугад отобрали для полуфинала, после чего посредством ряда элиминирующих раундов Парку выпала возможность попытаться выиграть деньги.

В этом году соревнование Пфайфера и Бодили оказалось второй попыткой для кого-то из участников получить большую сумму денег от спонсора соревнования, который пожелал не публиковать своего имени. Хидэки Иноуэ (Hideki Inoue), финалист соревнования прошлого года, выбрал пустой чемодан, предварительно отказавшись от суммы в размере $5679.

Пфайфер и Бодили выяснили, что внезапные факторы, появившиеся после попытки, проведенной в прошлом году, послужили результатом того, что пороговые цены, запрашиваемые студентами для того, чтобы отказаться от возможности выбирать кейсы, оказались выше, чем того ожидали организаторы. В проводимом вслед за этим исследованием опросе студенты объяснили, что это придаст больше азарта соревнованию во время торжественного открытия чемодана, а также позволит им произвести впечатление на коллег, проявить перед ними смелость и просто доставить удовольствие публике. Некоторые студенты воспринимали ситуацию так, как будто им приходилось соревноваться с банкиром, предлагающим фиксированную сумму денег.

Чрезвычайно удачливый студент

В этом году профессора исключили из программы банкира-человека в пользу "банкира-машины", а также разделили группу так, что одной половине студентов сначала были предоставлены чемоданы, а другой – деньги. Пфайфер и Бодили планируют опубликовать результаты первого эксперимента в журнале “Decision Management”, а также написать сопутствующую статью, факты которой будут базироваться на результатах проведения соревнования в этом году.

Студенты в классе говорят, что им понравилась возможность на реальном примере протестировать те знания, которые они получают в классе, отмечает Иво Войнов (Ivo Voynov), слушатель первого года из Болгарии и один из 5 полуфиналистов. “Гораздо легче принимать решения, когда ты находишься в классе и рассчитываешь денежную ценность той или иной ситуации”, - говорит Войнов. - Но в истинном свете ситуация проявляется тогда, когда в ней появляются реальные деньги. Там человек уже начинает конкурировать, даже в том случае, если не способен каким-либо образом повлиять на ситуацию”.

Между тем, “удачливый студент” Парк, бывший менеджер по продажам компании “Cargill” в Южной Корее, говорит, что был поражен результатами этого проекта. “То, что случилось – вовсе не плод моих усилий. Мне просто выпала удача, - отмечает он. Однако, будучи студентом бизнес-школы, он осознает, что полагаться всегда на удачу нельзя и потому добавляет: А вообще, мне следует быть бдительнее”.



Комментарии Фейсбук Вконтакте