Реконструкция MBA. Программы МВА подвергаются серьезной реорганизации

Дата публикации

Программы МВА подвергаются серьезной реорганизации. Изменяется и содержание, и методики подготовки будущих лидеров бизнеса.

Времена меняются. Не так давно все слушатели программ МВА проводили в бизнес-школе два года, в ходе которых познавали теорию управления, получали специализацию в области финансов или маркетинга, после чего получали диплом и могли работать в любом направлении бизнеса. Сегодня все больше бизнес-школ стараются уделять максимум внимания навыкам технического анализа и эффективной коммуникации, одновременно готовя своих слушателей для работы в определенной сфере.

Тенденция такова, что многие американские школы сегодня полностью перестраивают содержание своих программ МВА, и причин для таких серьезных изменений очень много. Определенную роль сыграло и снижение в последнее время числа заявлений, и недовольные отзывы работодателей.

Согласно исследованию международной ассоциации AACSB (Association to Advance Collegiate Schools of Business International), занимающейся аккредитацией программ последипломного образования по всему миру, в течение следующих трех лет около 300 бизнес-школ планируют либо ввести новые учебные программы, либо пересмотреть содержание уже имеющихся. По словам Джона Фернандеса (John Fernandez), президента AACSB, более 50 программ уже подверглись значительным изменениям. Современному бизнесу нужны студенты, получившие широкое образование, считает он.

Чтобы добиться этого, некоторым школам приходится практически заново разрабатывать свои программы МВА. Miami University (Ohio), например, после 2003 года полностью отказалась от своей двухгодичной программы МВА, где преподавание каждого предмета проходило в отрыве от остальных дисциплин. Новая программа начинает работу в мае, и теперь ее длительность составляет 14 месяцев. Все формальные темы менеджмента отныне будут освещаться в летнем учебном лагере. После этого слушатели в течение шести недель проходят стажировку за рубежом, получая практический опыт в решении проблем реального бизнеса в таких сферах, как «разработка продукции, сервиса и клиентов" и «конкурентная среда".

«Мы готовим наших слушателей к решению задач широкого профиля, чтобы в ходе развития своей карьеры в компании они могли выполнять больше чем просто функциональные роли", - говорит Брэд Бейс (Brad Bays), директор программ MBA.

По данным Совета GMAC, в 2002-2004 годах 78% школ получили меньше заявлений на свои программы традиционного формата full-time. Одной из причин этого послужило ужесточение визовой политики. Кроме того, одобренные американским конгрессом реформы законодательства вызвали рост спроса на специалистов в области финансового учета, поэтому большинство из них не заинтересованы в том, чтобы повышать свое образование.

Тем не менее многие руководители бизнес-школ уверены, что пересмотр содержания программ был все равно неизбежен. Компании сегодня ищут менеджеров, готовых к поездкам за рубеж и проведению там убедительных презентаций, реализации корпоративных стратегий и ведению переговоров в международном масштабе.

Ребекка Натенсон (Rebecca Nathenson) три года проработала в Силиконовой долине, помогая развиваться молодым компаниям по разработке программного обеспечения. Теперь она уверена, что самые эффективные менеджеры – те, кто понимает работу и маркетологов, и инженеров. Поэтому она решила получить степень МВА на обновленной программе Carnegie Mellon, где слушатели могут выбирать для себя одно из девяти направлений развития карьеры.

«Менеджер по продукции должен уметь работать с большим количеством разных людей, - говорит Натенсон. - В сфере высоких технологий в описании вакансии на эту должность нужно указывать умение выполнять функции переводчика. Вам нужно уметь говорить с людьми на их языке. В противном случае вы не сможете вызвать к себе уважение".

Чтобы привлечь больше таких кандидатов, как Натенсон, бизнес-школы стараются сегодня выпускать меньше специалистов «общего менеджмента", готовя своих слушателей к работе в определенной сфере бизнеса. В расположенном в штате Нью-Йорк Rensselaer Polytechnic Institute, например, новые слушатели программ МВА пользуются возможностями для проведения научных исследований на кампусе так же активно, как и специалисты технического профиля.

Слушатели University of Washington, выпускники которого работают топ-менеджерами в Microsoft и Starbucks, с этого года могут выбирать для себя любые курсы на любой кафедре, если они отвечают их планам по развитию карьеры.

Перспектива стать лидером, ориентирующимся в вопросах нескольких отделов, довольно заманчива. Бенджамин Хенли (Benjamin Hanley) работал финансовым аналитиком в правительственном отделе по вопросам бюджета штата Массачусетс. По его словам, сотрудники из других отделов не разделяли его стремления изучить принципы их работы, поэтому он решил поступить в RPI. «Я хотел понять основные стратегии работы организации, но не смог преодолеть сопротивление, - говорит он. - В конце концов, нельзя заниматься управлением чего-то значительного, ни разу не выглянув за дверь своего отдела".

Комментарии Фейсбук Вконтакте