Рейтинги: без подсказки не разобраться

Дата публикации

Для бизнес-школ рейтинги имеют огромное коммерческое значение. Простой пример: школа The Judge Institute in Cambridge был достаточно долго незаслуженно лишена внимания со стороны экспертов только потому, что была слишком молода для того, чтобы проходить процедуру оценки и участвовать в рейтингах. "Мы во многом проигрывали из-за этого", - говорит директор программ МВА школы Judge Ричард Бейкер (Richard Baker). "Как только мы попали в рейтинги, количество поданных заявлений мгновенно увеличилось".

 

Таким образом, рейтинги воспринимаются очень серьезно. Действительно, во многих бизнес-школах теперь организуются специальные комитеты по рейтингам и проводятся общие собрания для того, чтобы особо переживающие студенты смогли быть уверены в том, что потеря двух пунктов в рейтинге этого года не скажется отрицательным образом на их карьерных перспективах и уровне заработной платы. Следовательно, студенты также напрямую заинтересованы в поддержании престижа их альма-матер.

 

Многие обычно упускают из вида то, что рейтинги имеют немалое значение и для средств массовой информации, их производящих. Интерес к ним позволяет использовать их как маркетинговое орудие для завоевания новых областей рынка. 

 

Все больше и больше изданий включается в эту игру. Сегодня рейтинги программ МВА составляют Business Week, The Wall Street Journal, the Financial Times, the Economist Intelligence Unit (издание Which MBA?), а также US News and World Report. Методы, используемые для составления некоторых рейтингов, вызывают восклицания протеста, отдающиеся эхом в коридорах европейских бизнес-школ, где  обычное время царит полное безмолвие.  

 

Практика составления любого уважаемого рейтинга основывается в первую очередь на свободном и добровольном сотрудничестве издателей и работников бизнес-школ (что положительно стимулирует школы содержать свои базы данных в наилучшем виде). На сегодняшний день, однако, намечается тенденция отказа от сотрудничества.

 

Прошлой осенью на встрече двенадцати ведущих бизнес-школ Европы было выражено крайнее недовольство принципами составления рейтингов Wall Street Journal. Insead, расположенная недалеко от Парижа, часто занимает первое место в европейских рейтингах. Тем не менее, администрацией школы было принято решение не участвовать в исследовании WSJ этого года. Manchester Business School поступила аналогичным образом, отказавшись от сотрудничества.

 

Дело в том, что WSJ рассматривает в качестве рекрутера абсолютно любого человека, предоставившего работу для выпускника программы МВА. Нет никаких препятствий для того, чтобы школа провела опрос среди всех своих выпускников, работающих в какой-либо одной консалтинговой компании, и после использовала этот материал в своем отчете для издания, публикующего рейтинг. Чем больше школа приложит усилий, тем выше будут полученные результаты. А статистика по рекрутерам в распоряжении The Wall Street Journal имеет в основном американские источники. 

 

Точка зрения бизнес-школы Insead касательно несоответствия результатов различных рейтингов было опубликовано для всеобщего ознакомления на её официальном веб-сайте. Там, в частности, говорилось: "В прошлом году Insead в рейтинге WSJ занимал позицию под номером 37. В этом году (тогда это был 2003) мы не попали в число пятидесяти лучших. Данные рейтингов Wall Street Journal, составленные на основе исследований, проводимых в сотрудничесве с рекрутерами, идут вразрез с другими уважаемыми изданиями, публикующими собственные рейтинги. В рейтингах Financial Times программа Insead MBA признана шестой в мире и первой в европейско-азиатском регионе. Нам трудно осознать, каким образом мы можем одновременно являться первыми, шестыми и совсем не попасть в число пятидесяти лучших...". 

 

На прошлой неделе  Insead и WSJ, заключили сделку в духе настоящих МВА. Газета объявила, что готова пойти на ряд уступок, соглашаясь на составление отдельных рейтингов для североамериканских и не-севеоамериканских бизнес-школ. Также было предложено составление отдельных рейтингов для школ, привлекающих международных рекрутеров, а также сократить исследование по европейским рекрутерам. Insead примет участие в исследованиях WSJ в следующем году.

 

В интервью для газеты The Times, представители The Wall Street Journal сообщили , что собираются продолжить уделять первостепенное внимание результатам исследований работы с рекрутерами, то есть тем, кто непосредственно является покупателем талантов выпускников МВА. "На протяжении нескольких лет мы просили бизнес-школы предоставить нам имена тех, кто берет на работу их студентов. Мы вносили эти имена в единую базу данных, представляющую компании, проводящие рекрутинг и количество имен, соотносящихся с каждой отдельной компанией, отражает степень её рекрутинговой активности. Мы полагаем, что те компании, которые проводят больше работы по рекрутингу, будут иметь больше имен в нашей базе данных. Мы пришли к заключению, что европейские школы привлекают меньше рекрутеров, чем большинство американских бизнес-школ", - говорят сотрудники The Wall Street Journal.

 

Business Week опубликует свой рейтинг осенью. Это издание пользуется несомненным влиянием на рынке образования. "За исключением редких случаев, мы следуем правилу <одна компания - один опрос>", - говорится там.  

 

Еще один рейтинг публикуется издательством Economist Intelligence Unit (EIU), которое также выпускает справочник "Which MBA?". В последнем рейтинге этого издательства в глаза бросается пропажа несколькольких имен. Harvard и Warton, две лучшие американские бизнес-школы, не были представлены в списке. Крупнейший британский производитель специалистов МВА, бизнес-школа OU (The Open University Business School), также не попала в этот рейтинг. 

 

Исследование EIU постоено по следующему принципу: "Школы предоставляют нам информацию о том, каков был средний уровень дохода слушателей программ МВА до поступления и после окончания учебы. Многие школы не смогли предоставить нам соответствующую информацию, в этом случае EIU использует иформацию, полученную по своим собственным каналам."

 

Тем, кто собирается получать степень МВА в будущем, возможно больше подойдут рейтинги журнала Forbes, полностью основывающийся на возврате инвестиций (рост зарплаты), или Financial Times, где рост заработной платы имеет сорокопроцентный вес в подсчете финальной позиции школы в списке. Исследование FT проходит процедуру аудита компании KPMG, чей персонал провел не один день в бизнес-школах, работая с цифрами, но даже они не в состоянии определить возврат финансов по зарплате.

 

"Если честно, - говорит Грэм Хэйсти (Graham Hastie), директор службы по карьере London Business School, - если бы видели некоторые из этих исследований, они просто смехотворны. До того, как присоединиться к LBS, он на протяжении семи лет работал консультантом в компании McKinsey. "Ко мне просто приходили и спрашивали предоставить им список рекрутеров. Я давал им список компаний, проводящих здесь набор персонала и список контактных лиц в каждой из них. Если бы я попытался сыграть по их правилам, я бы дал им список всех моих друзей в каждой из компаний-рекрутеров этой бизнес-школы. То есть процессом можно воспользоваться для укрепления собственной позиции, но я считаю, что это не имеет морального оправдания".

 

Людям, интересующимся рейтингами, также необходимо помнить о том, что интерес издателя в том, чтобы лидеры такого хит-парада менялись год от года. Если бы каждый год рейтинг оставался неизменным, в чем, собственно, состояла бы интрига? "Чтобы понять это, нужно понять принцип построения рейтингов. Например, технология составления рейтинга FT открыта для всех. Понять принципы составления её отдельных частей и рейтинга в целом не представляет особого труда. Некоторые другие рейтинги совершенно непрозрачны и в лучшем случае сомнительны".

 

"Еще одна важная деталь - не слишком огорчаться из-за разницы в один-два пункта. Обычно я советую поступать в лучшую школу, насколько это возможно. Однако это не означает, что нужно поступать в ту, которая под номером 6, а не в ту, которая под номером 8. Если сможете - поступайте в одну из top-10, если нет - в top-20, если нет - в top-50".

 

Сью Кокс, декан Lancaster University Management School, также занимает пост председателя Ассоциации Бизнес-школ (Association of Business Schools). "Эти рейтинги просто отравляют нам жизнь", - говорит она. Хотя Lancaster занимает верхнюю строчку среди британских бизнес-школ, она указывает на то, что некоторые американские исследования не принимают в расчет интернациональные публикации точно также, как и международных рекрутеров.

 

Таким образом, можно предположить, что наиболее достоверными являются лишь те рейтинги, которые основаны на деньгах. Но является ли рост заработной платы единственной целью, которую ставят перед собой программы МВА и их слушатели? "Спросите самих студентов", - говорит Грэм Хэйсти.

 

Йен Хантер из Henley Management College возражает: "Мы полагаем, что МВА - это квалификация, где учитывается личный опыт. Если мы снизим стандарты по опыту, к нам придет гораздо больше людей, и мы улучшим свои рейтинговые показатели. Мы предпочитаем держаться собственных традиций и стратегий. Чем больше рейтингов, тем веселее". 

 

В эпицентре зарождающегося шторма находится растущий разлад между Америкой, где и родилось бизнес-образование, и Европой, где классы в большей степени интернациональны. Большинство программ МВА в США длятся два года, а в Европе - один год. Чем моложе люди, получающие степень МВА, и чем ниже их доход, тем выше рост зарплаты.

 

"Во многих случаях критерии успешного вхождения в рейтинги просто неприменимы для европейских бизнес-школ", - говорит Энди Джексон (Andy Jackson), глава карьерной службы в лондонской Cass Business School.

 

Джон МакГи (John McGee), помощник декана Warwick MBA, говорит: "Было бы лучше, если бы все значимые критерии и статистически обоснованная методология составления рейтингов утверждалась не коммерчески-ориентированными, а независимыми общественными или недоходными организациями. Данные можно было бы публиковать в одной таблице без всяческого ранжирования, а потенциальные слушатели программ МВА могли бы самостоятельно решать, какой их критериев для них наиболее важен".

 

В настоящее время лучшим руководством для будущих слушателей программ МВА можно считать аккредитацию Ассоциации МВА или Equis. Подсказка же (не более) совокупности рейтингов дневных программ МВА (Business Week, the Financial Times и Forbes) по итогам прошлого года выглядит так:

 

UNITED STATES

1 Harvard

2 Pennsylvania: Wharton

3 Chicago

4 Columbia

5 Northwestern: Kellog

6 Stanford

7 MIT: Sloan

8 Dartmouth: Tuck

9 Yale

10 NYU: Stern

 

EUROPE

  

1 Insead

2 IMD

3 London BS

4 IESE

5 Rotterdam

6 Cranfield

7 = Instituto de Empresa, HEC Paris (joint)

9 Cambridge (Judge)

10 Manchester BS  

Комментарии Фейсбук Вконтакте