Рейтинг - вещь хоть и деликатная, но нужная. А. Зобов, проректор по дополнительному профессиональному образованию и финансам ГУУ

Дата публикации

Бизнес-школы России прошли в своем развитии несколько этапов. Было так, когда все только начиналось и надо было объяснять, что это, собственно, такое МВА. Сегодня рынок МВА–образования уже состоялся и даже пришел к большому количественному состоянию. Но в этом и кроется некоторая опасность для России.

 

Если в погоне за цифрами рынок начнет набирать обороты за счет демпинговых цен, МВА станет заурядным, ничем не выделяющимся процессом.

 

Сегодня мы стоим на перепутье. Или рынок пойдет по пути сохранении элитарности программ МВА (как это на Западе), и тогда количество слушателей должно быть ограничено, а конкуренция идти не по ценам, а по качеству подготовки. Или мы спускаем все на тормозах, и МВА в России становится явлением массовым и далеким от своего мирового аналога. Я не буду называть некоторые школы, но меня поразил тот факт, что программы МВА читаются в них на потоке в 150 человек. Это профанация и дискредитация самой идеи МВА.

 

В цивилизованных школах количество мест в группах не превышает 25–30 человек. Это норма. Это азбучная истина. И делается это элементарно для того, чтобы каждый слушатель в процессе занятий смог выступить и задать вопросы. Когда люди пассивно слушают, это противоречит принципам и методам МВА. О каких массовых слушателях на лекционном потоке может идти речь, когда в Гарварде всего на МВА учатся 800–1000 человек.

 

Может, не очень скромно, но если сравнивать себя с Гарвардом, в нашем Государственном университете управления учатся 300 человек. Вы думаете, и Гарвард, и мы не могли бы взять больше?! Могли бы... Но только качеством поступиться нельзя. Для хорошего вуза это аксиома. Максимум, на что мы рассчитываем выйти в будущем, – количество слушателей в 500 человек и на этом остановиться. Дальше нельзя, дальше будет страдать качество.

 

Сегодня пришло время, когда надо говорить о выходе на принципиально иной качественный рост МВА, и настало время всем объединиться и создать всевозможные препятствия для потока массовых и некачественных программ МВА в Россию.

 

Уже очевидно, что мы переживаем период расслоения школ бизнеса. Конкуренция в высшей лиге, «лиге чемпионов» будет идти по многим позициям. Например, и по интеграции этих программ в американский или европейский путь развития. Конкуренция в школах низшего порядка пойдет исключительно по варьированию в ценовой политике. Вот почему вопрос о рейтингах встанет в ближайшее время с новой силой.

 

Рейтингование школ бизнеса – вещь деликатная. На Западе их проводят журналы мирового уровня, и процесс их становления занял там без малого целое столетие. Главным критерием там служат оценки слушателей и уровень готового дохода выпускника МВА на выходе. Все другие оценки, даже если их и берут во внимание, субъективны.

 

Кому в России можно доверить рейтинги бизнес-школ? При всем моем уважении к Российской ассоциации бизнес-образования и к Министерству образования и науки РФ я бы доверил это важное дело общественным организациям. Бизнес-сообщество, например, в лице Российского совета промышленников и предпринимателей (РСПП) или других общественных организаций и деловых кругов могли бы сделать такие относительно объективные рейтинги, потому что именно они заинтересованы в качестве выпускаемых специалистов.

 

Но даже в этом случае мне бы не хотелось, чтобы рейтингование было единственно определяющим фактором, влияющим на выбор потенциального слушателя. Потому что для установления относительно справедливой системы потребуются годы обкатки. Кстати, Гарвардская бизнес-школа многие годы не входила ни в какие рейтинги, но на набор и тем более на ее вес в мире это так и не повлияло.

 

Александр Зобов

проректор по дополнительному профессиональному образованию и финансам Государственного университета управления

 

ng.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте