Молодежь – это роскошь, позволить которую может себе не каждый работодатель

Дата публикации

Российские компании неохотно берут на работу свежеиспеченных специалистов, недавних выпускников вузов. Работодателей смущает не только недостаточная профессиональная подготовка молодых кандидатов, но и их высокие зарплатные ожидания. 
Рейтинговое агентство "Рейтор" ("Рейтингование образовательных ресурсов") было создано в марте 2005 г. при участии благотворительного фонда "Вольное дело", который контролирует владелец "Базового элемента" Олег Дерипаска. В мае – декабре 2005 г. "Рейтор" провел исследование востребованности выпускников вузов в Поволжском федеральном округе. В его ходе были проведены глубинные интервью с 3160 выпускниками 52 вузов 19 городов региона, представителями (руководителями кадровых служб и менеджерами среднего звена) 800 компаний, ректорами и проректорами вузов, руководителями местной власти, которые занимаются вопросами образовательной и молодежной политики. В настоящее время агентство завершает аналогичное исследование в столичном регионе. Его результаты должны стать известны в мае. 
В группе компаний "Тушино-пиво" (один из дистрибуторов пивной компании Sun Interbrew в московском регионе) на 200 специалистов приходятся два стажера, у которых нет вообще никакого профессионального опыта. "Нанимать сверх этого работников без практики для компании критично", – говорит Виктор Горкунов, владелец компании. По его словам, лишь один из 10 недавних студентов может оперативно включиться в рабочий процесс. "Новое поколение специалистов отличается большим эгоизмом, молодежь больше всего интересуют размеры оклада и соцпакет", – считает Александр Казаков, эксперт рекрутинговой компании Exclusive Personell. Столичный выпускник, по его наблюдениям, рассчитывает на зарплату от $1000-1500. 

Пределы подготовки 

Высокие зарплатные ожидания не главный грех молодого специалиста. Хуже то, что качество его подготовки не соответствует требованиям рынка. "Эта категория сотрудников требует слишком много времени и внимания, каждому принятому выдаешь своеобразный кредит доверия", – поясняет Горкунов из "Тушино-пива". У них, говорит он, высокие требования по зарплате при практически нулевом уровне профессиональных навыков. "Более того, совершенно непонятно, насколько молодые способны работать в команде или в условиях стресса", – добавляет Горкунов. 
Как констатирует отчет о состоянии рынка труда молодых специалистов, подготовленный исследовательской компанией "Рейтор", 18,8% выпускников столичных вузов не имеют никакого профессионального опыта, соответствующего или схожего с полученной специальностью. Анализ качества подготовки молодых специалистов, проведенный "Рейтором" в марте этого года в Поволжском федеральном округе, показывает, что в лучшем случае каждый второй выпускник вуза не нуждается в переподготовке. При этом больше всего переучивать нужно тех, кто закончил вуз по самым "молодым" специальностям. Меньше всего к работе готовы IT-специалисты, у работодателей претензии к 67% из них. Самые подготовленные к реальной жизни – выпускники машиностроительных специальностей: не нужно переучивать 49,3%. В Москве, отмечают авторы исследования, ситуация во многом схожа: к реалиям трудовой жизни меньше всего готовы выпускники специальностей, активно развившихся за последние 15 лет, – экономики, менеджмента, IT и телекоммуникаций. 
С каждым годом спрос на молодежь падает, говорит Александр Казаков, эксперт кадрового агентства Exclusive Personell. В его компании ежемесячно обрабатывают 500 000 вакансий, информация о которых появляется в Интернете. Кандидатами в возрасте от 18 до 24 лет интересуются в среднем в 20% случаев. По данным кадровой компании "Анкор", молодые нужны еще меньшему количеству работодателей: их готовы рассматривать не более 13% компаний, предлагающих постоянную работу, рассказала Александра Бахарева, менеджер по работе с вузами "Анкора". 
Даже те работодатели, которые допускают возможность взять молодого специалиста, столкнувшись с ним лицом к лицу, меняют свои требования. "Недавно один из ведущих операторов мобильной связи заказывал нам молодых специалистов на две вакансии в отдел подбора и работы с персоналом, – рассказывает Григорий Добрыднев, руководитель отдела рекрутинга кадровой компании Euro-Consult. – Менеджеры посчитали, что им проще воспитать своего специалиста, чем перевоспитывать кадры со стажем и своими стереотипами. Однако, перебрав целый ряд кандидатур, они решили рассмотреть специалиста постарше и поопытней". 

Взять пробу 

По данным "Анкора", гораздо чаще, в 27% случаев, свежеиспеченных выпускников вузов зовут на разовые – продолжительностью от месяца до полугода – проекты, куда квалифицированные специалисты с большим стажем идут неохотно. "Обычно, получая диплом, молодые люди ничего, кроме теоретического образования, не имеют, – констатирует Бахарева. – Это глобальный вопрос высшего образования. Ведь не многие студенты в ходе учебы получают достаточную практику. Зачастую она непрофильная, а бывает, что греха таить, и просто липовой. В любом случае выпускник нуждается в переподготовке". 
Оплачивать ее, хотя бы в форме стажировки и времени наставников-специалистов, готов не каждый работодатель, отмечает Иван Кузнецов, старший консультант по персоналу рекрутинговой компании "Планета кадров". "Рынок в стране пока не дорос до уровня, когда не требуется заниматься переподготовкой выпускников на местах", – полагает он. А те, кто готов, в меньшей степени интересуются профподготовкой, отмечает Кузнецов. Для них недостаточно квалифицированная молодежь – "чистый лист", которому можно прививать свои принципы работы и корпоративную этику. "Каждый год среди новых сотрудников 10-15% – это выпускники вузов", – говорит Андрей Шибанов, директор по персоналу Альфа-банка. По его словам, в отличие от старых кадров молодежь, как правило, более гибко усваивает корпоративную этику и легче "входит в коллектив". На это компания закладывает 2-3 месяца. 
На порядок дольше – до четырех лет – выращивают молодых специалистов в консалтинговой компании McKinsey. "Мы принципиально предпочитаем воспитывать кадры в наших рядах, – говорит Юлия Донькина, менеджер по рекрутингу московского офиса McKinsey. – Для отбора на низшую позицию – должность бизнес-аналитика – мы тестируем студентов не только московских вузов, но учебных заведений по всей России". Из сотен кандидатов ежегодно компания отбирает 13-15 человек для работы в России. "Разумеется, на подготовку из них специалиста требуется немало времени. Первые четыре года наши новые сотрудники трижды в год проходят двухнедельные тренинги в Австрии или других странах. Это долгий процесс, но цель оправдывает средства", – говорит Донькина. 
Чтобы обеспечить себя "молодой кровью", но при этом не переплачивать за условно подготовленного специалиста, компании придумывают различные схемы. К примеру, в Инвестсбербанке со второго полугодия этого года будет запущен проект "Ученический договор", который позволит людям без опыта, но с высшим экономическим образованием приобрести профессиональные навыки. "Прежде всего это рядовые позиции – операционисты дополнительных офисов, агенты по выдаче кредита, т. е. те специалисты, в которых нуждается банк", – отмечает Роман Дусенко, директор по персоналу Инвестсбербанка. Обучение рассчитано на 2-3 месяца, в течение которых человек будет получать ежемесячную стипендию – $50-100. "Отличники" попадут в штат. "Это не только естественный отбор лучших, но и возможность экономить ресурсы, – поясняет Дусенко. – Ведь взяв человека в штат, компания автоматически берет на себя социальные обязательства независимо от эффективности работы сотрудника".

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте