Алан Тейт: "Если бизнес-школа не попадает в рейтинги – проблема рейтингов"

Дата публикации 27.01.2009

Профессор Открытого университета Великобритании считает, что кризис пойдет образованию на пользу. А российские бизнес-школы смогут побороться за иностранного студента и без участия в рейтингах

Как нынешний кризис отражается на западном бизнес-образовании? И как он влияет на набор студентов в российское представительство Открытого университета?

- Кризис коснулся каждой организации Европы. Когда у предприятия возникают трудности, оно в первую очередь сокращает свои расходы на исследования, обучение персонала и собственное развитие. Подобные тенденции мы отмечали и в последние пережитые нашей школой кризисы и в рецессию 80-х годов: организации либо переставали учить у нас сотрудников, либо уменьшали объем ранее запланированных трат. Поведение индивидуумов в корне отличалось от поведения компаний. В тоже время отдельный человек, понимавший, что конкретно его ситуация может ухудшиться, не стремился экономить на образовании. Наоборот, принимал серьезное решение повышать свой профессиональный уровень или вовсе переквалифицироваться.

В Великобритании мы опять наблюдаем некоторое увеличение студентов-частников и уменьшение заказа от компаний. То же происходит и в России. Пока рано говорить, к чему мы придем. Ясно одно: этот кризис отличается от предыдущего. Борьба с ним приведет с необходимости лучшей регулировки финансовой системы. Сотрудникам компаний придется изучать новые нормативы, возможно, тщательнее учитывать в своей работе риски. Все это усилит спрос на одни программы и ослабит его на другие. Какие именно? Посмотрим.

Российским бизнес-школам никак не удается попасть в мировые рейтинги. А ведь от этого зависит их продвижение на мировом рынке. Многие называют основной проблемой отсутствие full-time программ...

- Признаюсь: для нас рейтинги тоже проблема. Дистанционное обучение не подходит под многие критерии. Но это уже проблема рейтингов. Например, многие из них учитывают площадь читальных залов или количество столов в библиотеке. Конечно, такие вещи важны во время очного обучения. И большинство систем оценок рассчитаны как раз на него. Отсутствие у школы каких-то характеристик оставляет ее за бортом. Но, например, никто не учитывает, что у нас лучшая в Европе электронная библиотека. Financial Times в 2008 году сделала рейтинг дистанционных программ. И совершенно неожиданно для нас главным критерием сделала количество учащихся. Но может ли количество свидетельствовать о качестве?

Россия может пойти путем Индии и Китая, где программы создавались уже под заданные параметры. Например, школы сразу строили большие читальные залы. Конечно, азиатские школы вошли в рейтинги не только поэтому. Но такая политика становится залогом успеха, если во что бы то ни стало хочется попасть в список.

Школа, прежде всего, должна быть сосредоточена на ученике, а не на количественных показателях. Исключительное внимание к учащемуся, к его конкретным проблемам принесет свои плоды. При современных методах обучения человек, занимающийся дистанционно, может получать больше внимания преподавателя, чем один из 90 или 100, сидящих в огромной аудитории. Поэтому российским школам можно идти и другим путем, постоянно улучшая качество своих программ, делая ставку не на внешние эффекты, а на содержательность курсов. Мы поступаем именно так. Ежегодно европейская Ассоциация МВА (АМВА) проводит конкурс "Лучший студент МВА". Участвуют желающие учащиеся всех школ. Так вот, в 2006 и 2007 годах лучшими становились наши выпускники.

Но без рейтингов сможет ли Россия бороться за иностранных студентов? Для многих важны как раз внешние показатели. Редко кто удосуживается провести собственный анализ программы. Как быть?

- К сожалению, на Западе почти не известны российские учебные заведения: ни классические университеты, ни бизнес-школы. При том что уровень российских специалистов, поступающих к нам на программу МВА, очень высокий. От европейских студентов россиян отличает широкий общекультурный кругозор. Например, люди, имеющие первое техническое образование, хорошо ориентируются в литературе, любят балет, театр.

Местные бизнес-школы должны ориентироваться на получение аккредитаций профессиональных ассоциаций. Когда-то и Открытый университет выбрал это путь. Теперь мы имеем все значимые в бизнес-образовании аккредитации: британскую AMBA (Association of MBAs), американскую AACSB International (The Association to Advance Collegiate Schools of Business) и европейскую European Foundation for Management Development. Кстати, всего 1% школ в мире имеют все три сразу. Обычно европейские школы довольствуются заключениями своих ассоциаций, а американские - своих.

Может быть, и мы обошлись бы без AACSB, но она понадобилась, когда Открытый университет выходил на рынок Германии. Исследования показали, что для немцев важно ее наличие. В отличие от рейтингов, профессиональные сообщества выдвигают вменяемые требования, прежде всего к качеству программ и уровню профессорско-преподавательского состава. А школа и без них должна стремиться именно к таким высотам.

 

СПРАВКА

Алан Тейт - профессор и pro-вице-канцлер Открытого университета Великобритании. Главный стратег этого учебного заведения. В обязанности Алана Тейта входит принятие решений о дальнейшем развитии учебных программ. Он обеспечивает постоянное обновление и реформирование существующего учебного материала, также взаимодействие университета с работодателями. Президент Европейской сети дистанционного и интернет-образования (EDEN).

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте