Рекрутеры выбирают лучшие международные программы МВА

Дата публикации

Wall Street Journal/Harris Interactive впервые составил рейтинг бизнес-школ, участвующих в международных мероприятиях по трудоустройству своих выпускников и привлекающих к сотрудничеству рекрутеров из разных стран. Первое место в списке заняла швейцарская школа The International Institute for Management Development, больше известная под своим сокращенным названием IMD.
Как и североамериканские рейтинги, этот список международных программ составлен на основе опроса рекрутеров по многочисленным пунктам, таким как оценка лидерских навыков слушателей определенной программы, их аналитических способностей, а также "поддерживающего поведения" (готовность рекрутера продолжать сотрудничать с данной школой и вероятность того, что в течение последующих двух лет он предложит выпускникам этой школы работу). 
Есть, однако, и некоторые отличия. Если в североамериканском рейтинге понятие "массовой привлекательности" школы измеряется количеством сотрудничающих с ней рекрутеров, то в международном рейтинге этот показатель заменяется количеством стран, из которых рекрутеры ищут для себя кандидатов именно в этой школе. Для участия в международном рейтинге школе нужно было получить по этому критерию минимум четыре балла.

Кто лучший

В международный список вошли 13 школ из североамериканских рейтингов и восемь европейских программ МВА. Половина из этих восьми очень выделяется их числа остальных, в основном из-за разнообразия привлекаемых рекрутеров. London Business School, известная своими связями с финансовыми компаниями, работает с рекрутерами из 15 стран. Следом за ней идет IMD, соответствующий показатель которой - 12.
Европейские школы (британская London Business School, швейцарская IMD, французская HEC и испанская ESADE) обошли многие американские школы по таким показателям как поддерживающее поведение, международные знания и международный опыт слушателей.
Среди американских школ первой в этом списке идет Sloan School of Management при Massachusetts Institute of Technology (№5), в основном из-за своего высокого показателя по массовой привлекательности. Среди респондентов, указавших Sloan в числе школ, с которыми они работают, были представители девяти стран.
Thunderbird's Garvin School of International Management получила самую высокую среди американских школ оценку по международному образованию и поддерживающему поведению, но в списке заняла лишь восьмое место, поскольку показатель ее массовой привлекательности был сравнительно низким. В поисках кандидатов в Thunderbird приезжают рекрутеры лишь из четырех стран.

Конкуренция растет

Программы МВА как феномен возникли в США более ста лет назад, но сегодня все больше университетов по всему миру предлагают качественное бизнес-образование, на равных соперничая со своими американским конкурентами. Более того, длительность многих программ европейских бизнес-школ составляет один год, а не два, а стоимость обучения из-за этого намного ниже, чем в США.
Американские школы все серьезнее относятся к своим европейским конкурентам. В этом году они старались привлечь больше кандидатов из Азии, но проблемы с получением визы и нестабильный рынок труда усложнили и без того непростую ситуацию.
Что касается восприятия рекрутерами атрибутов самой программы МВА, то старейшая в мире бизнес-школа Tuck, занявшая третье место в национальном рейтинге и набравшая больше баллов, чем другие американские школы, по таким показателям как лидерский потенциал и ориентация на командную работу, в рейтинге международных программ по тем же параметрам проигрывает европейской IMD.
У этой небольшой швейцарской школы оказалось очень много сторонников в корпоративном мире, которые высоко оценили лидерские способности ее слушателей, их стратегическое мышление, этику и честность.
"Нам нужны лидеры бизнеса, и здесь IMD выделяется зрелым самосознанием и большим опытом управления своих слушателей", - говорит Пим ван Весел (Pim van Wesel), менеджер по развитию бизнеса компании Medtronic Inc в Швейцарии. "Они приносят с собой в компанию реальный опыт, а не просто академические знания".
Гутаво Мельгарельо (Gustavo Melgarejo), другой участник опроса, считает, что IMD выигрывает благодаря возрасту и опыту работы своих слушателей. Средний возраст - 30 лет. Опыт работы - семь лет. Но есть и сомнения, к примеру, в эффективности интенсивной программы IMD, которая длится 10 месяцев. "Она слишком короткая и требования могут оказаться слишком высокими", - считает он. "Когда слушатели одновременно с учебой заняты поиском работы, они могут многое упустить".

Языки и командная работа

Некоторые школы получили хорошие отзывы за то, что их слушатели владеют несколькими языками. "В ESADE есть требования, касающиеся знания двух иностранных языков к моменту завершения программы, что, по моему мнению, должно быть обязательным условием обучения на всех программах МВА", - говорит Джеймс Дресс (James Dress), бренд-менеджер испанской пищевой компании Grupo Panrico.
Рекрутеры высоко оценили способности слушателей этой испанской школы работать в команде, быть частью корпоративной культуры, а также их этику и честность. ESADE также получила самый высокий балл в категории "общая оценка".
Другие европейские школы (Instituto de Empresa, IESE, Rotterdam School of Management, INSEAD) по разным причинам попали в нижнюю часть международного рейтинга. Особенно жестко рекрутеры обошлись с INSEAD, которая получила самую низкую "общую оценку". Рекрутеры критиковали INSEAD из-за недостаточной "предметной глубины" программ, слишком большого количества слушателей и их ограниченного опыта работы.

Комментарии Фейсбук Вконтакте