Расти самому

Дата публикации

Помимо предоставления образовательных услуг, многие петербургские бизнес-школы по примеру западных все активнее ведут консалтинговую и научно-исследовательскую деятельность. Приоритет одного или другого направления зависит от выбранной стратегии развития. Наличие этих видов деятельности в рамках бизнес-школы позволяет судить об уровне ее квалификации и перспективах на международном рынке.

Границы компетенций

Научные исследования и консалтинг призваны решать различные задачи, а потому имеют разных заказчиков и, соответственно, разные источники финансирования.

Так, научная деятельность бизнес-школ осуществляется на деньги выигранных грантов как международных, так и российских фондов. По словам руководителя дипломного проектирования Стокгольмской школы экономики в России Игоря Дюкова, заказчиками-грантодателями исследовательских центров бизнес-школ могут выступать различные государственные институты, заинтересованные в научно-исследовательской деятельности на макроуровне, а также крупные компании, поддерживающие инициативу школ (плюс внутренние ресурсы школы, например средства, выделяемые спонсорами, входящими в состав попечительского совета). Научно-исследовательская деятельность направлена на анализ текущей ситуации и на выявление тенденций развития российского бизнеса. При этом используется широкая база теоретических разработок и большие репрезентативные выборки (школы проводят опросы сотен компаний, глубинные интервью с их руководителями и т.п.).

"Консалтинг, напротив, ориентирован на сугубо прагматичную цель – получение конкретного результата для конкретной компании в данное конкретное время. Он должен дать прямой ответ, в каких преобразованиях нуждается бизнес заказчика для достижения оптимального результата в деятельности компании", – рассказывает директор Института стратегии, лидерства и инноваций Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ) Сергей Кущ. Руководители или собственники компаний, прибегающие к консалтинговым услугам, по словам Игоря Дюкова, интересуются сиюминутными конъюнктурными вопросами – удовлетворенностью и лояльностью клиентов, степенью лояльности сотрудников, новыми подходами к слияниям и поглощениям, новыми методами финансового управления и т.д.

Наука для образования

"В России серьезные научные исследования в области менеджмента только начинают появляться. У нас пока еще очень мало научных журналов, отражающих проблемы современного менеджмента и соответствующих международным стандартам. В частности, лишь немногие российские научные журналы практикуют слепое двойное рецензирование статей. Редко проводятся и научно-исследовательские конференции международного уровня", – рассказывает Кущ. При этом, по словам Дюкова, все западные бизнес-школы стремятся внести вклад в развитие науки управления, они заинтересованы подавать себя в качестве исследователей. Потому что это в конечном счете непосредственно отражается на том, какую позицию в ведущих рейтингах школа сможет занять. По этой причине несомненным преимуществом будет, к примеру, ее работа над заказом, например, для Академии наук Финляндии, или активное участие в исследованиях Международного экономического форума и т.п.

Ведущие мировые школы бизнеса осуществляют научно-исследовательскую деятельность, являющуюся одним из непременных условий получения основных международных аккредитаций. "Результат такой деятельности – создание новых знаний, которые получают дальнейшее распространение: публикуются в ведущих международных реферируемых журналах, обсуждаются на научных конференциях. Новые знания – залог развития экономической и управленческой науки в целом и бизнес-школ в частности. В бизнес-школах они конвертируются в образовательные программы, учебные кейсы и другие обучающие материалы", – рассказывает Кущ.

"Публикация результатов исследования в таких журналах – это своего рода академический промоушн для преподавателей бизнес-школы, а значит, и для самой школы. Так, в одной из бизнес-школ Финляндии договор с профессором заключается на пять лет. По истечении срока договора он проходит переаттестацию, которая помимо его успехов в преподавательской деятельности в немалой степени учитывает количество опубликованных статей за прошедший период. Учитывается и то, в журналах какого ранга они были опубликованы. Если профессор дотягивает до установленной нормы, то договор с ним перезаключается на пять лет, в противном случае – расторгается", – комментирует Игорь Дюков.

"Если мы не будем регулярно публиковать результаты наших исследований в ведущих реферируемых журналах, причем желательно – в изданиях, входящих в рейтинг Financial Times-40, мы не сможем претендовать на получение наиболее авторитетных международных аккредитаций, таких как AACSB и EQUIS. А это значительно осложнит в будущем вхождение ВШМ в международные рейтинги", – поясняет Сергей Кущ.

Вопрос престижа

Консалтинговая деятельность в силу своего коммерческого характера не публична. Бизнес-школа проводит исследование и предоставляет результаты компании-заказчику, материалы исследования ей не принадлежат. Исходя из соображений конфиденциальности, школа не может открыто публиковать или обсуждать полученные результаты.

Поскольку бизнес-школы являются прежде всего провайдерами образовательных услуг, то именно они служат основной статьей доходов. Тем не менее консалтинг – важная составляющая деятельности любой школы бизнеса. Правда, эти услуги приносят гораздо меньшие доходы, чем образовательные, их доля в портфеле заказов разных школ разная. Так, в Санкт-Петербургском международном институте менеджмента (ИМИСП) в 2008 году она составила всего 6%, тогда как в Открытой школе бизнеса варьируется год от года в диапазоне от 10 до 30%.

Западные школы, как правило, не афишируют свою консалтинговую деятельность. Они стараются выделять ее в отдельные аффилированные подразделения, которые не позиционируются как часть школы. "Консалтинговая деятельность затрудняет управление школой как бизнес-структурой, поскольку ведется совсем на других условиях: там и налоги другие, и лицензии, и прочее, – объясняет Игорь Дюков. – Поэтому с точки зрения управления производством объединять эти виды деятельности в рамках бизнес-школы не совсем разумно как в России, так и на Западе". Более того, предоставление консалтинговых услуг может послужить поводом для отказа в гранте.

Тем не менее заниматься консалтингом бизнес-школы вынуждены, хотя бы даже для поддержания качества образовательных услуг на требуемом рынком уровне. Все ведущие преподаватели бизнес-школ так или иначе связаны с консалтингом, индивидуально или через аффилированные структуры. Без этого преподаватели не имеют живой связи с реальной экономикой, и интерес к ним, да и ко всей школе, со стороны студентов снижается.

"Как такового выделенного консалтингового центра внутри Открытой школы бизнеса не существует, но есть группа сотрудников, которые работают с корпоративными заказами, выполняя в том числе консалтинговые проекты. По сути, над консалтинговыми проектами работают те же люди, которые занимаются и обучением. Мы ориентированы не на продажу консалтинговых услуг как таковых, мы предлагаем их заказчику как одну из форм решения поставленной задачи. И мы отталкиваемся от того, что именно поможет заказчику на данном этапе: небольшие фокусные корпоративные программы или консалтинг, а может быть, комплекс мер. При этом мы не отделяем жестко консалтинговые услуги от обучения персонала. Так, семинар для топ-менеджеров компании, рассчитанный на два-четыре дня, с вовлечением их в решение внутрикорпоративных задач можно отнести к консалтинговым услугам. Поскольку такой семинар – это специально разработанный продукт, который потребовал проникновения в компанию, диагностики текущей ситуации, выявления проблемных зон и подбора вариантов, необходимых для достижения оптимального результата", – рассказывает исполнительный директор Открытой школы бизнеса Сергей Федоров.

В ИМИСП существует выделенное подразделение "ИМИСП Консалтинг", на базе которого совсем недавно был образован так называемый "банк знаний". Как рассказал директор "ИМИСП Консалтинга" Михаил Звягин, "банк знаний" будет пополняться путем сбора специфической, самой актуальной бизнес-информации, которую впоследствии ИМИСП сможет использовать в своих образовательных и консалтинговых продуктах.

Узко, но глубоко

Интересно, что консалтинговые подразделения создаются в рамках бизнес-школ, невзирая на существование профильных компаний. Это происходит потому, что консалтинговые центры при бизнес-школах обладают очень глубокими знаниями, хотя и в узких сферах. По этой причине качество услуг бизнес-школы может быть выше, чем у консалтинговой компании. "Профильное агентство может не справиться с решением глобальной проблемы, поставленной перед ней крупной интернациональной компанией, просто из-за недостатка научного потенциала, – уверен Игорь Дюков. – Такое сотрудничество интересно школам не только с точки зрения финансовой привлекательности, но также и потому, что в исследование будет вовлечен научный потенциал".

Например, "ИМИСП Консалтинг" был создан советником ректора по управлению, преподавателем стратегического менеджмента, что и определило специализацию подразделения – стратегический консалтинг. "Некоторые компании пытаются откликнуться на потребность рынка в так называемом „гипермаркете консалтинговых услуг“, предлагая комплексный пакет. Но мало у кого это получается, поскольку подразумевает наличие совсем разных компетенций, а держать у себя высококвалифицированных специалистов по всем направлениям может себе позволить только очень крупная компания. Думаю, что будущее все-таки за узкоспециализированными консалтинговыми компаниями. Кстати, здесь будут очень уместны альянсы консалтинговых центров российских бизнес-школ с иностранными партнерами. Сотрудничество с мировыми бизнес-школами интересно как в научно-исследовательских, так и в консалтинговых проектах", – рассказывает Михаил Звягин.

Научно-исследовательская и консалтинговая деятельность являются непременными атрибутами бизнес-школы высокого уровня. Это дает синергетический эффект для всех направлений деятельности школы и потому повышает спрос на ее услуги. Чем более известна научная деятельность бизнес-школы, тем выше она котируется, тем более высокие позиции занимает в рейтингах. А это напрямую влияет на привлечение клиентов, нуждающихся в образовательных услугах.

Комментарии Фейсбук Вконтакте