Борьба за место в рейтинге

Дата публикации

Попросите декана любой бизнес-школы назвать самый беспокойный и нервный период академического года и вам искренне ответят: "Время ожидания новых рейтингов". Составление рейтингов приносит немалые доходы таким газетам и журналам, как Business Week, Wall Street Journal, Forbes, US News and World Report и Financial Times, поэтому они настроены на дальнейшее расширение этого бизнеса. Теперь оцениваются не только традиционные программы full-time MBA, но и executive и part-time MBA. Рейтингов много, каким из них доверять больше и стоит ли их в принципе учитывать при выборе места учебы - на эти вопросы пытается ответить Тим Диксон, главный редактор сетевого издания European Business Forum.

За что критикуют

Специалисты, занимающиеся составление рейтингов, настаивают на их достоверности, объективности и соответствии заявленным критериям. Большинство бизнес-школ, однако, придерживаются другого мнения. Не отрицая ценность рейтингов как "гида для потребителя", многие склонны критиковать систему ранжирования, называют ее лотерей, а составителей - дельцами-самозванцами, которые используют неверную методику опроса, особенно невыгодную для стран Европы.
Первый рейтинг бизнес-школ, опубликованный в журнале Business Week в 1998 году, был встречен удивлением и даже насмешкой: верхнюю строчку заняла в общем малоизвестная школа Kellogg (Northwestern University), при том что лучшими и непререкаемыми авторитетами тогда считались Harvard, Stanford и Wharton. Главным критерием оценки являлась (и продолжает являться) удовлетворенность клиентов (студентов и работодателей) качеством программ. Это, безусловно, немаловажный аспект, но, согласитесь, не единственный.
Даже представители самых "топовых" бизнес-школ подвергают сомнению объективность системы ранжирования. Хотя справедливости ради надо заметить, что составить абсолютно объективную методику оценки невозможно. Все ключевые критерии: соответствие требованиям студентов, размер заработной платы, востребованность выпускников на рынке труда - потенциально обманчивы. В принципе не существует единого критерия или набора критериев, по которым можно выявить лучшую со всех точек зрения бизнес-школу. Лучшей можно назвать ту, которая, с одной стороны, соответствует университетским критериям качества программы, а с другой стороны, отвечает требованиям и запросам конкретного студента. Вопреки искренним попыткам некоторых изданий призвать читателей к бдительности и внимательности, многие рассматривают рейтинги вне контекста и не анализируют их, обращая внимание только на топовые позиции.
Но несмотря ни на что рейтинги оказывают мощное влияние на стратегию и деятельность школ. В условиях жесткой конкуренции бизнес-школы вынуждены постоянно поддерживать свой имидж. Независимые эксперты считают, что рейтинги живут собственной жизнью, и теперь школы стремятся им соответствовать. Преподаватель одной европейской школы сказал: "Я знаю американские школы, в которых сотрудникам пригрозили увольнением, если учебное заведение не поднимется на пять позиций выше в рейтинге".
Поскольку подход европейских школ ко многим аспектам бизнес-образования отличается от американского, то оценивать школы мира по единым критериям достаточно сложно. Как правило, европейские школы автоматически попадают в менее выгодное положение. Почему рейтинги бизнес-школ так мало обсуждаются? Этот вопрос подняла организация АМВА, занимающаяся аккредитации европейских бизнес-школ. А другая европейская ассоциация EQUAL (European Quality Link for Business Schools and Management Education), представляющая 750 бизнес-школ, опубликовала две брошюры под названием "Ответственный подход к  составлению рейтингов", одна из которых - для студентов и работодателей, другая - для прессы. Однако пока эти попытки ни к чему не привели.
Есть еще одна проблема, которая заключается в том, что деканы и преподаватели бизнес-школ не любят высказывать свое несогласие и сомнения публично. Они опасаются, что критические высказывания могут ухудшить их отношения с представителями прессы, которые публикуют информацию о школах (и от которых во многом зависит репутация школы).

Рейтинги Business Week

Рейтинг журнала Business Week, который публикуется два раза в год, имеет огромное влияние на общественное мнение США, а теперь и в Европе его значимость растет. Методика оценки основана на соответствии качества программы запросам студентов и рекрутеров (customer satisfaction). Составление большинства последних рейтингов программ МВА было основано на опросе около 17 тыс. выпускников и представителей 82 бизнес-школ, которым были разосланы анкеты, состоящие из 37 вопросов и охватывающие все аспекты обучения (от содержания курсов до количества предложений от рекрутеров). Средний балл удовлетворенности студентов программой высчитывался так: в равной пропорции учитывалось мнение студентов текущего года и выпускников двух предыдущих лет. При опросе рекрутеров анкеты рассылались в 419 компаний. От компаний требовалось назвать 20 школ, выпускников которых они предпочитают нанимать на работу, а также оценить работу выпускников этих школ.
Впервые в 2000 году., наряду с удовлетворенностью студентов и работодателей, учитывался и "интеллектуальный" фактор (то есть качество программы и потенциал студентов сами по себе), но этот критерий составляет всего 10% от общего балла. Но не только за это критикуют рейтинг BW. Для критики есть и другие причины.
Во-первых, слишком много ставится на мнение работодателей. Школы вынуждены поощрять бесчисленные встречи студентов с потенциальными работодателями и рекрутинговыми компаниями, а эти встречи зачастую идут в ущерб занятиям. "Считается в порядке вещей, если студент чуть ли не половину учебного времени тратит на мероприятия, направленные на поиски работы", - сетует один из преподавателей.
Во-вторых, подвергается сомнению объективность анкетирования студентов. Конечно, оценка программы самими студентами очень важна, но им, как говорится, не с чем сравнивать: ведь в других школах они не обучались. Кроме того, студентам со всех сторон твердят, что их трудоустройство по окончании МВА напрямую зависит от рейтинга школы, а это, несомненно, влияет на ответы. Дошло до того, что в прошлом году журнал был вынужден предупредить бизнес-школы, что в случае их влияния на мнение студентов, они будут "дисквалифицированы".

Рейтинги Financial Times

Рейтинг бизнес-школ британской газеты Financial Times принято считать самым исчерпывающим, полным и наиболее объективным. FT разработала сложную и всеохватывающую методологию исследования, включающую целый ряд разнообразных критериев, в том числе и такие, как карьерный рост выпускников, качество и разнообразие учебных курсов, уровень преподавателей и научно-исследовательской базы.
Это позволяет достаточно объективно оценить программу конкретной школы и сравнить МВА разных учебных заведений. Составители рейтинга FT прислушиваются к критике и ищут наиболее объективные способы оценки бизнес-школ, и это, безусловно, заслуживает одобрения. Среди параметров рейтинга FT есть и особенные: рост заработной платы по окончании программы МВА, процент женщин и иностранцев среди студентов и преподавателей.
FT делает все возможное, чтобы избежать обвинений в предвзятости или необъективности своей методологии. И тем не менее даже такое стремление к точности и скрупулезности в подсчетах все равно вызывает ряд нареканий.
Самый важный критерий оценки программы МВА, согласно методике FT, это динамика заработной платы выпускников (40% от общего бала). Причем особое значение придается росту зарплаты по окончании бизнес-школы. Школы, которые зачисляют в основном зрелых и высокооплачиваемых специалистов (средний возраст составляет 30 лет), сокрушаются, что у их выпускников гораздо более ограниченные перспективы роста зарплаты, чем у абитуриентов с опытом работы в 2-3 года. При такой системе оценки не приносят никакой выгоды школе и студенты-предприниматели, готовые идти на снижен ие своих доходов ради создания собственной фирмы. К тому же рейтинг FT подразумевает, что основная мотивация поступающих на МВА - деньги, а это весьма спорно.
"Спрашивать студента, насколько повысился его заработок после окончания бизнес-школы, - как будто это и было главной целью поступления - настолько некорректно и далеко от истинных целей слушателей МВА, что выглядит даже несколько смешно", - говорит представительница одной из европейских бизнес-школ, участвующая в процессе сбора информации для составления рейтинга.
Не о многом свидетельствует, по мнению скептиков, и такой параметр, как процент преподавателей-иностранцев. "Необязательно иметь иностранный паспорт, чтобы разбираться в международной бизнес-культуре и правилах ведения бизнеса в разных странах", - считает представитель одной американской бизнес-школы.
Оценка научно-исследовательской базы школы тоже вызывает нарекания. Большой процент преподавателей со степенью доктора и многочисленными публикациями в научных журналах, конечно, повышает рейтинг школы в академическом плане, но не всегда свидетельствует об эффективности и качестве программы МВА.

Кому верить

Несмотря на критику, рейтингов не становится меньше, скорее, наоборот. Появляются новые, и каждый из них претендует на большую объективность и продуманность методики оценивания. Например, появившийся в апреле 2001 года рейтинг Wall Street Journal делает основной акцент на академических аспектах программ бизнес-школ. Результаты выглядят весьма противоречиво: Wharton на 18 месте, Virginia - на 32, Columbia - на 34, MIT - на 38, Fuqua - на 44, Stanford - на 45. Газета составила свой рейтинг на основе мнений работодателей (было проинтервьюировано 1600 компаний) об уровне подготовки выпускников МВА.
Ясно, что рейтинги никуда не денутся. Они стали таким же прибыльным бизнесом, как и само бизнес-образование. Но и ждать, что появится какой-нибудь идеальный и абсолютно объективный, удовлетворяющий всех рейтинг не приходится. В лучшем случае методика ранжирования будет совершенствоваться.
Потребителю же (то есть будущему студенту МВА) к любому рейтингу надо подходить осторожно, взвешивая все его плюсы и минусы. Возможно, что школа, которая нужна именно вам, будет далеко не в первой десятке. И это не должно огорчать: можно доверится данным ассоциации АМВА, согласно которым, на сегодняшний день в мире насчитывается около 1,5 тыс. наиболее надежных бизнес-школ, предлагающих качественные программы МВА, остальные же, не вошедшие в этот список, мягко говоря, не заслуживают внимания и не стоят тех денег, что они берут за обучение.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте