Работа на пределе вредит карьере

Дата публикации

Примерно 2500 лет назад Конфуций говорил своим ученикам, что слишком много – это так же плохо, как и недостаточно. Чрезмерный труд, продолжал он, так же нежелателен, как и леность. Какой бы простой ни была эта истина, большинство из нас не в состоянии принять ее, ошибочно полагая, что единственными последствиями излишних нагрузок могут стать усталость и синдром выгорания на работе. На самом деле побочных эффектов может быть гораздо больше. Причем многие из них гораздо серьезнее банального истощения. В особенности для менеджеров, чьи непомерные нагрузки могут подорвать не только их физическое состояние, но и карьеру.  
Во-первых, излишне продолжительный рабочий день может служить показателем или маскировкой слабых сторон профессионала. Многие проблемы оказываются на поверхности слишком поздно, когда для их решения требуются значительные усилия. Возьмем, к примеру, менеджера, который изо дня в день выполняет работу помощника только потому, что в нужный момент не смог подобрать и обучить нужного человека. Причем непосредственный начальник этого менеджера может даже не замечать сложившейся проблемы. Сам менеджер тоже не всегда понимает суть происходящего, полагая, что его старания достойны всеобщего восторга. Представим, что со временем этот менеджер, которому явно не хватает навыков в области управления персоналом, получает повышение и возглавляет команду из пяти человек. Вот тут начинается полнейший хаос. Потому что даже самый длинный рабочий день не сможет компенсировать все сложности, возникающие у пятерых членов команды из-за некомпетентности руководителя. Если бы менеджер не был готов с радостью работать круглые сутки, проблема стала бы актуальной еще до повышения и решалась бы проще. Латентный период может продолжаться неограниченно долго. Когда же менеджеру придется признать наличие проблемы, ему нужно будет признать и собственные ошибки, и упущенные за все это время возможности. У продолжительного рабочего дня есть и другая проблема, связанная с тем, что поддерживать такой жизненный ритм невероятно сложно. Такую работу можно сравнить с компанией, которая в удержании своей доли рынка полагается исключительно на снижение стоимости своих услуг или товаров. Нельзя назвать разумной стратегию компании, если ее продукт стоит $1, а себестоимость равняется 98 центам. В этом случае нет необходимого "запаса прочности". Любая забастовка персонала или необходимость изъятия товара из продажи сразу же приведут к банкротству всей компании. 
Подобным образом, если менеджер работает на гране своих человеческих возможностей, у него нет времени на решение повседневных задач, таких как больной родственник, рождение ребенка или покупка нового дома. Все потраченное на эти вопросы время будет означать недоделанную работу, потому что обычно дополнительных ресурсов взять больше негде. Способность "переработать" всех вокруг с возрастом снижается. Организм начинает выражать протест против "всенощных бдений", отказываясь работать исключительно на пицце и диетической коле. Вашим потенциальным конкурентам, конечно же, будет непросто добиться таких же показателей в работе с клиентами и отзывов от высшего начальства. Но все же рано или поздно появляется кто-то, кто посылает больше электронных писем, делает больше телефонных звонков и готовит больше презентаций. На языке консультантов это прозвучало бы так: "Изнурительная работа не может считаться устойчивым и долгосрочным конкурентным преимуществом в построении карьеры". 
Возникает правомерный вопрос: "Как узнать, что я работаю слишком много?" 
Специалисты предлагают три способа определить это:
1. Сравните время вашей работы и время работы ваших коллег. Следите за тем, сколько времени они проводят в офисе и постарайтесь добиться тех же или более высоких результатов за те же или меньшие промежутки времени. Если вы работаете сверх нормы, а ваша производительность остается на среднем уровне, вероятно, вы просто компенсируете свои недостатки. 
2. Прислушайтесь к мнению коллег о ваших сильных сторонах. Прилагательные вроде "трудолюбивый" или "преданный" не должны быть в числе ваших первых трех качеств. Это очень распространенные атрибуты, которые не помогут вам выделиться из общей массы для продвижения в карьере. Если вы все еще сомневаетесь, возьмите любое деловое издание и прочтите очерк о каком-нибудь успешном менеджере. Вы наверняка натолкнетесь на эпитеты "прозорливый", "решительный" или "открытый", но уж никак не "трудолюбивый".
3. Наконец, задайте себе вопрос, сколько дополнительных усилий вы смогли бы приложить, если бы по-настоящему этого захотели. Ответ "не слишком много" должен вас насторожить. Если вдруг ваш босс предложит вам возможность взять на себя немного больше обязанностей, вы не сможете оправдать его/ее ожиданий. Не потому, что вы плохой работник, а потому, что уже работаете на пределе возможностей.  
Если же у вас некоторое время "в резерве", вы сможете его использовать, когда гонка станет набирать обороты. Это позволит вам выложиться в полную силу, когда это будет действительно нужно. Именно это качество и отличает настоящих звезд. 

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте