Качество - главное требование к MBA

Дата публикации

"... бизнесмен — серьезная, уважаемая профессия. Требует ума, проницательности, высоких моральных качеств. Настоящий бизнесмен умеет рисковать и проигрывать...
Не к деньгам стремится умный бизнесмен. Он стремится к полному гармоническому тождеству усилий и результата".
Сергей Довлатов, "Ремесло"
Бизнес-образование — достаточно новое направление высшего образования в России. Первые бизнес-школы в России и многочисленные краткосрочные курсы по маркетингу, финансам, менеджменту, стратегии бизнеса стали появляться у нас около десяти лет назад.
Однако надо признать, что и у нас, и на Западе, где бизнес-школы существуют уже давно, не все они могут обеспечить своим студентам высокий уровень образования и блестящие перспективы. Например, в США существует около 800 программ MBA, но из них аккредитованы только 317. Получить действительно стоящую степень MBA в США достаточно трудно: это требует огромных усилий и больших материальных затрат (в среднем $15-25 тыс.). Тем не менее карьерный рост выпускника MBA идет значительно быстрее, чем тех, у кого нет этого образования. В США после окончания программы MBA зарплата выпускников составляет в среднем от $60 тыс. до $100 тыс. в год. В России уровень зарплаты выпускников программы MBA, например, Института бизнеса и экономики, вырастал в 2,5 — 4 раза.
Но значение системного бизнес-образования, конечно, не сводится только к повышению благосостояния человека. Как и при любом обучении, на первом месте должно стоять качество и востребованность получаемого образования. До недавнего времени об этом в России думали в самую последнюю очередь. Усилия инициаторов и создателей отечественных бизнес-школ сводились главным образом к утверждению этого образования на государственном уровне и к пропаганде специалистов со степенью MBA среди работодателей.
Хотя потребность в квалифицированных предпринимателях была (и остается) у нас чрезвычайно высокой, уровень их подготовки не всегда был должным. В шутку квалификацию таких специалистов называли monkey business administration, то есть "бизнес-образование на уровне обезьяны".

Как же добиться высокого качества российских программ MBA?

Первым условием должно быть четкое определение миссии каждой программы MBA, или, проще говоря, ее марки. Например, в Америке ведущие бизнес-школы имеют специализацию. Можно сказать, какая школа специалистов какой области лучше готовит: скажем, Чикагский университет считается лучшим по бухгалтерии и финансовой отчетности, Бабсон-колледж штата Массачусетс — по предпринимательству, Пенсильванский университет — по финансам, Северо-Западный университет штата Иллинойс — по маркетингу, Массачусетский технологический институт — по количественному анализу.
В России пока такой четкой специализации не существует. Хотя она уже наметилась. Например, ведущее направление Высшей школы международного бизнеса АНХ — подготовка специалистов в области менеджмента, Института бизнеса и экономики — финансы и маркетинг.
В то же время в условиях, когда конъюнктура рынка непрерывно меняется, важно иметь более широкое образование в бизнесе. Многие бизнес-школы предлагают студентам выбрать несколько опций-специализаций. Разнообразие опций, большое число курсов и их содержательная насыщенность — одно из условий качества школы и ее программы MBA.
Другое условие качества — эффективность учебной технологии, т.е. общая система организации и проведения обучения, складывающаяся из многих элементов.
Укажем наиболее важные из них.
1. Формы занятий. Помимо традиционных (лекций, семинаров, компьютерных игр), большую роль играют анализ ситуаций из деловой практики (case study), подготовка и презентация групповых проектов (team work), написание сочинений (essay). Важное значение имеет и самостоятельная работа студентов (на нее тратится в 1,5 раза больше времени, чем на аудиторные занятия).
2. Система контроля знаний. Здесь основную роль играют промежуточные и финальные экзамены (midterms и finals). Оценки ставятся не только за них, но и за выполнение конкретных заданий, нередко и за прилежание (активность на занятиях, посещаемость, дисциплину). Итоговый результат выводится из суммы всех этих оценок. Эта сумма накладывается на оценочную 100% шкалу, каждый отрезок которой соответствует той или иной отметке: от 90% до 100% — "A" (отлично), от 75% до 89% — "В" (хорошо), от 60% до 74% — "C" (удовлетворительно), от 50% до 59% — "D" (посредственно) и ниже 50% — "F" (неудовлетворительно). Контрольные работы — это решения задач и тестов, например, выбор правильного утверждения из нескольких вариантов (multiple choice), заполнение пустых мест правильными терминами (fill the blanks) и оценка истинности или ложности какого-либо утверждения (truth or false). В американских программах MBA все экзаменационные работы письменные.
3. Развитие коммуникативных навыков студентов. В этом смысле важны не только специальные предметы по способам коммуникации, написанию резюме, деловых предложений, но и специальные тесты, прежде всего GMAT и WST (искусство письменной речи). Чем выше средний показатель сдачи GMAT абитуриентами/студентами школы, тем больше у нее шансов занять достойное место в рейтинге.
4. Использование интегрированных критериев качества программ (на их основе составляются рейтинги программ МВА и школ, их предлагающих). На сегодняшний день это — академические показатели учебного заведения (на основе опроса нескольких сотен экспертов из числа президентов университетов, деканов, ведущих профессоров); оценка учебного заведения рекрутинговыми компаниями; средний уровень успеваемости абитуриентов; средний уровень теста GMAT (в Стэнфордском университете он равен 722!); вступительный конкурс (от 2 до 14 человек на одно место в престижных университетах); доход выпускников (от $60 тыс. до $115 тыс. в год); процент устраивающихся на работу сразу после учебы (от 70 до 98%), то же самое, но через три месяца (от 88 до 100%), ежегодный прием (от 250 до 2.900 человек).
К бизнес-образованию надо относиться так же, как и к изучению любой другой науки. На коротких курсах нельзя научиться ничему серьезному. Они могут быть эффективными только для совершенствования уже имеющихся знаний и навыков. Кроме того, бизнесу невозможно научиться, прослушав теоретический курс. Необходимо погружение в практику, хотя бы смоделированное на занятиях (на примерах тех же case studies и др.)
Оценивая российские программы МВА, конечно, нужно ориентироваться на Запад. Но безоглядно копировать — неблагодарная задача, она не имеет перспектив. Надо учитывать местные особенности и создавать адаптированные к российской действительности курсы.
Хотя бизнесу в России долгое время не учили, у нас есть все предпосылки, чтобы не только ликвидировать отставание, но и занять почетные места в мировом рейтинге учебных заведений, обучающих бизнесу.
Традиционно в России хорошо готовили специалистов в области фундаментальных и технических наук: математики, естественных наук, инженерного дела. Недаром на этих специалистов из России немалый спрос за рубежом. MBA — во многом аналитическая специальность, поэтому овладение этой наукой нашими специалистами, имеющими солидную подготовку по фундаментальным дисциплинам, может дать прекрасные результаты.
С другой стороны, невиданные трансформационные процессы в нашей экономике открывают возможности для творчества, приобретения уникального опыта, завоевания новых позиций и, наконец, для прорыва в самых неожиданных направлениях.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте