Пять смертных грехов стратега

Дата публикации

"Я не приезжал раньше потому, что был убежден: Россия не готова принять и услышать мои идеи". Такими словами начал свою лекцию гарвардский профессор Майкл Портер, приехавший на прошлой неделе в Москву. Раз приехал, значит, считает, что Россия уже готова.

 

Портер высокий, худой и очень подвижный. И с такими же горящими глазами, как на обложке единственной изданной в России его книги "Porter on Competition".

 

Его слушает человек двести пятьдесят. Самое большое число сотрудников на лекцию отправили ЛУКОЙЛ и "Мегафон" (кто-то, возможно, скажет, что им деньги некуда девать, но когда большинство российских компаний начнут так "беситься с жиру", обучая своих сотрудников и открывая им доступ к самым свежим менеджерским идеям, можно будет сказать, что и в нашем бизнесе все пошло на лад). Но крупным бизнесом дело вовсе не ограничилось. Был, например, генеральный директор "Кофемании" – одной из лучших московских кофеен; было много людей из региональных компаний. И Майкл Портер их подбодрил, заявив, что известный ему опыт других стран показывает, что успешные компании появляются не в столицах, а часто именно в регионах.

 

Ничего революционного Портер на московской лекции не говорил, зато говорил так, как и должен настоящий гуру. Особенно – про основные ошибки разработчиков корпоративных стратегий. Их, по мнению Майкла Портера, пять.

 

Основная и наиболее часто встречающаяся – неумение разделить операционную эффективность и стратегию. Операционная эффективность – это скорость и качество работы, то, для чего внедряются современные компьютерные системы, тратятся миллионы на обучение персонала, применяются самые современные станки. "Если вы плохи в операциях, то проиграете с любой стратегией",– говорит Майкл Портер. Но применять передовую практику и иметь лучшее качество – не стратегия. В этой гонке невозможно оторваться, все фирмы становятся похожими друг на друга, и это ночной кошмар стратега, раз нет отличий – нет и стратегии. При этом Портер назвал разработку корпоративной миссии пустой тратой времени и процедурой, не имеющей к разработке стратегии никакого отношения.

 

Еще одна ошибка – это неумение определить, что компания делать не будет ("все хотят быть лучшими, а надо быть уникальными"). Компании с успешными стратегиями не производят идеальный продукт, они производят продукт, который больше всего подходит под требования определенной категории покупателей. Попутно досталось двум стереотипам. Согласно Портеру, покупатель не всегда прав, и некоторые жалобы можно смело выкидывать в мусорную корзину. Несмотря на давление со стороны и собственных менеджеров, и покупателей, призывающих копировать успешный опыт, нужно помнить, что некоторые из них могут разрушить вашу стратегию. Не верит Портер и в другую максиму: "Если ты не первый и не второй на рынке, тебя просто нет". По его мнению, рыночная доля иногда важна, иногда нет.

 

С этим утверждением многие поспорят. Зато большинству российских менеджеров по вкусу придется идея Майкла Портера о том, что "консенсус убивает стратегию". Он считает, что в окончательной разработке должна участвовать команда из пяти-шести человек, не более. Наступает момент, когда главный говорит: "Все! У нас есть стратегия". Тот, кто после этого начинает рассуждать о ее правильности, стремительно убывает на работу в компанию с более приемлемой для него стратегией.

 

Четвертый смертный грех – гонка за ростом ради роста. По дороге теряется уникальность компании и прибыльность. "Зачем быть большим и неприбыльным? – спрашивает Портер.– Рост компании хорош, когда он сопровождается прибылью на вложенный капитал, превышающей среднюю по отрасли".

 

Наконец, стратегию нельзя держать в секрете. Чтобы она служила своей цели, босс должен как можно чаще в разговорах с работниками, поставщиками, покупателями ссылаться на нее.

 

"Ваш бизнес очень оппортунистичный: увидел возможность – использовал возможность,– быстро рисует портрет Портер.– Поэтому и появляются конгломераты с собственными банками, транспортными компаниями, компаниями-импортерами и фаст-фудом". Впрочем, по словам Майкла Портера, так же обстоят дела в большинстве развивающихся стран. Но это вовсе не конкуренция. Настоящее соперничество, пророчествует он, начнется совсем скоро – и очень немногие из сегодняшних лидеров смогут конкурировать на международном уровне. Если, надо добавить, не воспользуются рекомендациями главного стратега делового мира.

 

Эльдар Бикмаев, первый вице-президент Пробизнесбанка:

 

"Возможность услышать лекцию Майкла Портера в Москве уникальна. Выступления специалистов подобного уровня в области стратегии и международной конкуренции в Москве – это всегда событие. На лекции были представлены материалы, которые не попали в его последнюю книгу. Значительную часть лекции занимали весьма полезные вопросы стратегии компаний, успешных и неудачных ее примеров. Также интересно были освещены вопросы международной конкуренции. Россия даже при значительном влиянии государства на внутренние процессы не является страной, уникальной в своем экономическом развитии. Поэтому возможность посмотреть на нашу страну через призму мировых процессов вызвала значительный интерес слушателей".

 

Дмитрий Кушев, начальник отдела маркетинга авиакомпании "Уральские авиалинии":

 

"Семинар понравился очень. Как минимум, это расширение кругозора, новый взгляд на развитие нашего бизнеса. Очень помогает выкинуть из головы разную шелуху. И я думаю, что эта встреча дала серьезный толчок для кристаллизации конкурентной стратегии компании. В свете последней информации о переговорах по вступлению России в ВТО это небесполезно".

 

Вячеслав Теренин, генеральный директор Национальной спортивной компании "Эфси":

 

"Хотелось бы, чтобы на таких встречах присутствовали люди, которые определяют макрополитику России. Ведь Портер много говорил о том, как страны становятся конкурентоспособными. И было бы здорово, чтобы эти люди из услышанного делали выводы. Семинар мне в целом понравился. Не понравилось, что Портер мало времени уделил ответам на вопросы – сам их инициировал, но в конце встречи ответил только на два из них".

 

Ангелина Долгая, вице-президент по развитию группы компаний "Виктория" (Калининград):

 

"Нового на этом семинаре мы почти ничего не услышали. Проблема в том, что Портер это все давно придумал, и мы уже успели получить образование, основанное на его идеях и теориях. Это была хорошая возможность оторваться от обыденных дел, посмотреть со стороны на то, что делаешь, и вспомнить, как делать надо – интересные ракурсы и преломления старых идей от их автора. Могу сказать, абсолютно не кривя душой, что на основании семинара в компании появились новые идеи по поводу того, как нужно делать бизнес".

 

Сергей Кашин

sf-online.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте