Пять рынков новой пятилетки

Дата публикации

В инвестиционной, как и в студенческой, лексике иногда встречается понятие "окно". Это благоприятная возможность, ограниченная скоротечным временем. Сегодня вы можете получить за свои акции максимальную цену. Но завтра рынок уже не будет столь дружелюбным. Ситуация в макроэкономике, отраслевая конъюнктура, расположение звезд – все это изменится и, должно быть, на долгие годы. "Окно" закроется.

 

Возможности, которые перед компаниями открывают новые технологии, маркетинговый дисбаланс и целевое внимание властей в каждой из отраслей, тоже можно назвать "окнами" – где-то распахнутыми, а где-то едва приоткрытыми. "Секрет фирмы" постарался заглянуть в десятки из них в надежде со стороны оценить, насколько перспективно то, что происходит внутри. Ведь многие мыслители от экономики, в частности Питер Друкер, считали, что благоприятные возможности для отраслей лучше заметны тем, кто в них не работает, являясь "посторонним".

 

В некоторых случаях для расчетов мы использовали доступные инструменты прогнозирования. Но основными методами оценки были длительные беседы с независимыми экспертами, анализ отраслевой статистики и "включение" коллективного здравого смысла. Мы также отслеживали направление инвестиций за последний год. И в этом смысле опирались на естественную способность предпринимателей – еще двести лет назад французский экономист Жан-Батист Сей находил ее в своевременном перемещении ресурсов из зоны низкой производительности и доходов в область более высокой отдачи.

 

В итоге у нас получилась различимая картинка будущего с горизонтом в пять лет для целого ряда рынков. Уже из них мы выделили самые интересные с нашей точки зрения, разделяемой (хотя и не всегда) уважаемым экспертным сообществом. "Секрет фирмы" представляет пять перспективных рынков, или пять "окон" на ближайшую пятилетку.

 

Ренессанс кабельного ТВ

 

Рынок: кабельное телевидение

Текущая емкость: $100 млн

Потенциальная емкость: $600 млн

 

Засилье однотипных сериалов, редкие детские передачи, ограниченная трансляция спортивных соревнований, и все это при несовершенном изображении. Воистину, у отечественных телезрителей есть веские причины для недовольства общедоступными каналами. Недовольные образуют потенциальную абонентскую базу для платного телевидения, как кабельного (КТВ), так и спутникового. Сегодня, по мнению аналитиков, богатеющее население может обеспечить платному ТВ, прежде всего кабельному, такую же счастливую судьбу, что и несколькими годами раньше – сотовой связи. Потенциальная аудитория кабельных операторов охватывает 30 млн квартир во всех крупных городах России, из них около трети готовы платить за 25–30 каналов 70–120 руб. в месяц. Сегодняшняя годовая емкость кабельного рынка, оцениваемая в $100–120 млн, полагают аналитики, в ближайшие годы увеличится минимум в пять раз, до $500–600 млн.

 

Кабельные сети в России существуют с 1990-х годов, но развернуться "кабельщикам" мешал ограниченный набор каналов. Россияне победнее не помышляли ни о каком платном телевидении: зачем платить за пять дополнительных каналов, если можно смотреть 15 бесплатно? В то же время люди с высокими доходами предпочитали спутниковое ТВ: 50–100 каналов Hot Bird или "НТВ-плюс". Сознавая, что основной тормоз популярности КТВ – скудный контент, наиболее дальновидные игроки всерьез взялись за содержание. Самые перспективные направления сегодня и в ближайшую пятилетку, говорит Сергей Захаров, главный аналитик отдела рыночных исследований ИК "Капиталъ" – создание специализированных каналов: развлекательных и образовательных для детей, делового вещания для бизнесменов, а также каналов, посвященных здоровью и хобби. По пути формирования собственного контента для разных целевых групп уже пошла АФК "Система", которая в 2003 году приобрела 50-процентную долю в кабельно-спутниковом операторе "Космос-ТВ" и вложилась в создание каналов "Драйв" (автомобильная тематика), "Здоровое ТВ", "Охота и рыбалка", "Ретро ТВ". Теперь "Система" решила продавать свои каналы региональным операторам. Не случайно и Кирилл Дмитриев, управляющий директор Delta Private Equity Partners, заявил о намерении фонда финансировать одну из компаний по производству востребованного контента для платного КТВ.

 

Однако "входной билет" на бурно развивающийся рынок получат не все. Шансы оператора КТВ на успех, говорит Владислав Мамулькин, партнер инвестфонда "Альфа-Капитал", зависят от технологий, которыми он пользуется. Одни хороши, но слишком дороги, другие – дешевы, но упираются в административный ресурс. Так, лицензии на кабельное вещание сегодня имеют более тысячи фирм, но в большинстве своем это мелкие студии с устаревшей технической базой. Денег на строительство собственных оптоволоконных сетей для цифрового вещания у них нет, поэтому приходится развивать бизнес на муниципальной кабельной инфраструктуре. Ее качество тоже оставляет желать лучшего, не говоря уже о высоких административных рисках такой модели бизнеса.

 

Эпицентрами роста могут стать лишь крупные игроки, у которых достаточно средств для модернизации и расширения собственных сетей. В регионах это "Объединенные кабельные сети" (UCN) и "Национальные кабельные сети" (НКС) с общим числом абонентов под три миллиона, в Москве – "Космос-ТВ" и "Комкор-ТВ", не говоря уже о муниципальном "Мостелекоме", охватывающем 3 млн московских квартир. Компания UCN, в состав которой входят 16 операторов в 20 городах, только в этом году вложила в развитие своей инфраструктуры около $10 млн. Московский "Комкор-ТВ" готов потратить $51 млн на модернизацию сети. Хорошие шансы захватить значительный кусок кабельного рынка имеют и компании связи. Например, "дочка" "Связьинвеста" "Центртелеком" вложит $60 млн в сеть КТВ в Центральном округе.

 

О том, что КТВ ждет стремительный рост, свидетельствует интерес крупных инвесторов к кабельным компаниям. Например, в декабре 2004 года инвесткомпания Columbus Nova, контролируемая Виктором Вексельбергом, приобрела 33,9% акций Moscow CableCom, владельца кабельного оператора "Комкор-ТВ" за $22,5 млн, а минувшим летом увеличила долю до 55% акций. "Базэл" Олега Дерипаски в течение этого года последовательно выкупал акции НКС у других акционеров – сначала у менеджмента, а затем у инвестфонда Delta Private Equity Partners – и к настоящему моменту увеличил свою долю в НКС до 50%. А совсем недавно компания "Нафта-Москва" приобрела крупнейшую муниципальную сеть "Мостелеком" и намерена вложить $270 млн в ее реконструкцию и "оцифровку".

 

Иван Родионов, управляющий директор московского представительства AIG Brunswick резюмирует: для успеха кабельному оператору нужно подключать не менее 10 тыс. новых абонентов в неделю. Выиграют те, кто сможет обеспечить этот прирост организационно, содержательно и технически.

 

Надежные спутники

 

Рынок: города-спутники

Текущая емкость: $0

Потенциальная емкость: $20 млрд

 

Через пять лет в окрестностях Санкт-Петербурга появится город-спутник на 35 тыс. жителей, с четырьмя школами, пятью детскими садами, двумя клубами, двумя поликлиниками, гостиницей и бизнес-центром. Проект под звучным названием "Балтийская жемчужина" будет реализован китайскими застройщиками. Уже подписан соответствующий контракт на $1,25 млрд с Шанхайской заграничной объединенной инвесткомпанией. Но "китай-город" будет не единственным городом-спутником в России. В ближайшие годы, говорят эксперты, сателлитами начнут обрастать крупнейшие города-миллионники, особенно мегаполисы с развитой промышленностью: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и прежде всего Москва. По оценкам специалистов, стоимость возведения города на 10–40 тыс. человек составит от $0,5 млрд до $3 млрд. Потенциальная емкость рынка к 2010 году может достичь $20 млрд.

 

Недавно президент Международной академии архитекторов Георгий Стоилов сделал громкое заявление: идея механического расширения Москвы исчерпала себя, никакое четвертое и даже десятое транспортное кольцо этой проблемы не решит. Единственный выход – строительство городов-спутников, находящихся в пределах часа езды на автомобиле от центра Москвы. Речь идет о малоэтажной застройке в зеленой местности, с автономной социальной, торговой и развлекательной инфраструктурой, по подобию пригородов Парижа, Вены или Лондона. С каждым годом мегаполисы становятся все менее приятными местами для жизни: скученность, беспорядочное смешение жилых домов, промышленных предприятий и торговых комплексов, плохая экология и вечные пробки на дорогах. Не говоря о баснословной стоимости квадратного метра жилья в Москве (сегодня в среднем $2400) и унаследованных с советских времен технологиях крупнопанельного домостроения, которые хоть и сокращают сроки строительства, но не выдерживают критики с точки зрения качества. Уже сегодня уставшие москвичи, не дожидаясь, когда для них возведут "города-сады", ринулись в область. По оценкам риэлтеров, спрос переместился с ближайшего Подмосковья на города "второго пояса", такие как Лыткарино или Зеленоград.

 

Потенциальные покупатели квартир в подмосковных городах-сателлитах – представители среднего класса. Это жители мегаполиса либо соседних городов и поселков, а также приезжие, работающие в Москве. Сегодня средний класс растет, но для него в Москве есть либо типовое "дешевое" жилье низкого качества, либо сверхдорогое. Та же картина в Подмосковье: покупатель вынужден выбирать между "скворечниками" в лесу и эксклюзивными особняками. Геннадий Стерник, руководитель аналитического центра агентства "Миэль-недвижимость" отмечает тенденцию перехода к новому формату: вместо коттеджных поселков и микрорайонов с многоэтажными домами – сочетание разноэтажных строений. Открытость, полная социальная инфраструктура, гибкие архитектурные формы – вот что, по мнению Геннадия Стерника, будет завтра определять стиль жизни российского среднего класса.

 

Однако развитие "спутникового" бизнеса вокруг Москвы начнется отнюдь не с эконом-класса. Скорее наоборот. На первых порах ориентиром будут как минимум "сливки" среднего класса, поскольку инвесторов интересуют в первую очередь наиболее престижные и востребованные северные и западные направления, где цена земли просто не позволяет строить дешевые объекты. Главным возмутителем спокойствия в Подмосковье стала компания "Нафта-Москва", скупившая за последние два года 430 га земли в пойме Москвы-реки между Рублево-Успенским и Новорижским шоссе для строительства элитного частного города за МКАД. В центре "города миллионеров" будет малоэтажная застройка с бизнес-центрами, магазинами, школами и ресторанами, в лесу построят виллы и коттеджи. Стоимость проекта – $3 млрд. Недавно этим планом заинтересовался "Базэл", который скупил весь строительный бизнес "Нафты". Именно структура Олега Дерипаски, скорее всего, и станет одним из первых строителей "города будущего".

 

Рыба в инкубаторе

 

Рынок: аквакультура

Текущая емкость: $200 млн

Потенциальная емкость: $1,5 млрд

 

Каждая третья рыба в мире, попадающая на стол потребителю, выращена в искусственно созданных условиях. Аквакультура, или разведение рыбы,– масштабный промысел, объем которого в мире исчисляется $35 млрд в год. Его значимость растет по мере того, как иссякает "естественный" вылов в морях и реках. В Норвегии, например, рыбоводство считается вторым по величине источником доходов после экспорта нефти и газа. Но Россия пока находится в стороне от этого перспективного бизнеса, хотя и занимает ведущее место в мире по количеству и площади водоемов, пригодных для аквакультуры (30 млн га). Если в мировом объеме доля искусственно выращенной рыбы достигает уже 35% (в Китае – более 50%), то у нас она едва превышает 2%.

 

Аквакультура, говорят эксперты, может вытянуть нашу рыбную отрасль из глубокого кризиса. Объемы вылова рыбы и добычи икры в России, традиционно считавшейся страной икры и балыков, постоянно снижаются и сегодня вернулись к уровню 1960 года. Значительная доля рынка находится в тени, ежегодно "налево уплывает" рыбы и икры на $1 млрд. Душевое потребление рыбопродуктов за последнее десятилетие сократилось с 22 до 11 кг на человека в год, это в два-три раза ниже, чем в Европе. К тому же российский рынок рыбных полуфабрикатов и консервов уже давно занят импортом. Как ни парадоксально, львиная доля ввозимых замороженных рыбопродуктов и консервов сделана из нашей же рыбы. Дело в том, что значительная часть квот на вылов отечественной рыбы продается иностранцам либо попадает за рубеж нелегально: наши траулеры не довозят улов до порта, перегружая его прямо в море на иностранные суда.

 

Сегодня в стране работают 115 рыборазводных частных и государственных компаний, выращиваются 25 видов рыбы и морепродуктов – прежде всего карп, форель и осетровые. Расположены такие хозяйства в традиционных речных и приморских промысловых районах Поволжья, Западной Сибири и Дальнего Востока. Это небольшие фирмы с оборотом максимум в несколько миллионов долларов. Весь рынок, по оценкам Олега Кузнецова, генерального директора Экспертного института при РСПП, оценивается в $200 млн.

 

Сейчас, уверен Олег Кузнецов, сложились все предпосылки для роста отрасли: дефицит потребления, наличие подходящих водоемов, развитые отечественные технологии рыбоводства, сохранившиеся с советских времен, и экологическая привлекательность "культурной" рыбы. Ресурсов России хватает для того, чтобы увеличить вылов и выращивание рыбы во внутренних водоемах в пять-шесть раз – до 1,3–1,5 млн тонн и таким образом нарастить долю аквакультуры до 30–50%. Потенциальная емкость рынка достигает $500 млн. Препятствием для рыбоводства может стать только то, что корма для рыбы сегодня сплошь импортные, но Олег Кузнецов не сомневается: развитие аквакультуры простимулирует и отечественных производителей "рыбного питания".

 

Во всем мире процветание рыбоводства зависит от поддержки государства. Именно она дала начальный толчок стремительному развитию отрасли во всех "аквакультурных" странах – в Норвегии, Японии и Китае. Наше государство тоже "дозревает". 1 декабря состоялось заседание правительства, посвященное проблемам рыбного хозяйства, на котором премьер-министр Михаил Фрадков назвал развитие рыбной отрасли "еще одним национальным проектом". Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев пообещал, что все меры – от льготного кредитования до поддержки мелиорации и селекции – будут отражены в специальной программе "Аквакультура", которая готовится и Минсельхозе и вступит в действие через год.

 

У нас есть надежда не повторить ошибок той же Норвегии, где рыбоводство долгие годы влачило жалкое существование из-за того, что правительство было в первую очередь озабочено не эффективностью реализации проекта, а социальной политикой. Чиновники стремились во что бы то ни стало обеспечить рабочие места для населения прибрежных районов, поддерживая избыточные рыбохозяйственные мощности государственными субсидиями. Бурный рост аквакультуры начался только тогда, когда власти отказались от прямого регулирования отрасли, положившись на естественный регулятор – рынок.

 

Универсальные кассиры

 

Рынок: многофункциональные платежные системы

Текущая емкость: $4 млрд

Потенциальная емкость: $30 млрд

 

Растут доходы населения – растет потребность людей в комфорте, говорит Иван Родионов из AIG Brunswick. Например, человек высоко ценит возможность в одном месте быстро заплатить по всем счетам: бросить деньги на мобильную связь, оплатить интернет и кабельное ТВ, погасить потребительский кредит и, что еще заманчивее, без всяких очередей рассчитаться за жилищно-коммунальные услуги. Конечно, сделать это можно и через банкомат, однако такой сервис доступен только владельцам кредитных карт. Популярность платежных операторов зависит и от количества способов оплаты: для привлечения массового клиента системы должны принимать не только кредитные карты, но и наличные деньги.

 

В ближайшие годы сектор мгновенной дистанционной оплаты услуг станет одним из самых динамичных, прогнозируют эксперты. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, сейчас в России насчитывается около десятка сетей многофункциональных платежных терминалов. Но, как правило, речь идет о небольших компаниях, обслуживающих один регион и имеющих всего несколько десятков терминалов. Единственным исключением можно считать пионера рынка – компанию "Элекснет", имеющую сеть из 790 терминалов в Москве и Санкт-Петербурге. Масштабы деятельности остальных игроков гораздо скромнее: у ближайшего конкурента – сети "Город" 127 автоматов в Новосибирске, "Мультикасса" в Алтайском крае обзавелась 87 терминалами, "Уникасса" в Санкт-Петербурге – 44 платежными киосками на станциях метро, а "Экспресс-платежи" в Сургуте – 20 платежными киосками. Платежные операторы зарабатывают на комиссионных, взимаемых не с клиента, а с партнеров: банков, сотовых операторов и "карточников" Visa или MasterCard. Процент небольшой, поэтому на стабильный кусок хлеба операторы могут рассчитывать только в случае значительных объемов платежей.

 

Не удивительно, что крупные банки долгое время не обращали на этот рынок никакого внимания. Однако, по мнению аналитиков, усилия тех, кто в ближайшие годы придет в этот сектор и займется строительством сетей, окупятся сторицей, ведь дело может принять нешуточный оборот. В 2003–2004 годах, когда главным кормильцем платежных операторов были сотовые компании, объем рынка измерялся "всего" $1,5 млрд в год. Сейчас из-за бума потребительского кредитования банки захлестнул вал платежей по ссудам, и объем дистанционной оплаты только в Москве и Санкт-Петербурге в ближайшие годы обещает вырасти до $5 млрд. Число претендентов на столь лакомый кусок неизбежно увеличится прежде всего за счет банков. Им придется спешно расширять и модернизировать свои сети банкоматов, чтобы те принимали и наличные (cash-in).

 

Самый сильный импульс рынку придаст ЖКХ. Российские граждане тратят на оплату коммунальных услуг примерно 450 млрд руб. ($15 млрд) в год. Однако почти 90% этой суммы проходит через Сбербанк. Если платежным сетям удастся отобрать у Сбербанка часть коммунального оборота, эксперты прочат им блестящие перспективы. Но пока коммунальный бастион платежными операторами не взят. Сети лишь ведут переговоры по приему платежей за стационарный телефон. Единственное исключение из правил – система "Город", которая контролирует 60% всех платежей по ЖКХ в Новосибирске, но только благодаря тому, что ее собственником является городская администрация.

 

По мнению Игоря Кокорева, начальника аналитического отдела ИК "Проспект", в ближайшие годы самая напряженная конкуренция за коммунальный рынок развернется в Москве и Санкт-Петербурге. Основными соперниками станут традиционные платежные операторы и банки, которые всеми силами будут наверстывать упущенное. О своих планах по расширению и переоснащению существующих сетей банкоматов уже объявили Внешторгбанк и Банк Москвы. Платежные компании в свою очередь будут двигаться навстречу банкам, расширяя спектр операций с кредитными картами. Так, "Элекснет" осенью объявил о том, что с его терминалов клиенты смогут вносить наличные на кредитные карты Visa, эмитированные российскими банками. Затем начнется бурный рост систем дистанционной оплаты в регионах. В первую очередь там, по мнению Игоря Кокорева, следует ждать появления новых претендентов и укрупнения сетей.

 

Мегаватты на продажу

 

Рынок: сбыт электроэнергии

Текущая емкость: $3 млрд

Потенциальная емкость: $8 млрд

 

В ближайшие годы продавать электроэнергию крупным потребителям на десятки миллионов долларов в год сможет любой, у кого есть офис, письменный стол и компьютер. В этой шутке одного из экспертов немалая доля правды.

 

В результате реформы РАО ЕЭС все ГЭС, ГРЭС и прочие электростанции, ранее входившие в состав 72 АО-энерго, будут оформлены в отдельные оптовые и территориальные генерирующие компании и проданы частным инвесторам. Проводную магистральную и распределительную инфраструктуру выведут в сетевые компании, которые останутся в собственности государства. Сервис по продаже энергии и расчетам с потребителями станет прерогативой самостоятельных энергосбытовых фирм. И если прежде в энергетической отрасли на каждое АО-энерго приходилось по одной энергосбытовой структуре, то в результате реформы появятся сотни и даже тысячи независимых сбытовых компаний, которые вступят в конкуренцию с "осколками" АО-энерго.

 

По мнению Сергея Захарова из ИК "Капиталъ", развитие независимого энергосбыта подстегнет сравнительно низкий порог входа. Торговые организации, в отличие от генерирующих компаний, не завязаны на основные фонды. От изменения механизмов сбыта никакой новой стоимости не возникнет, поэтому рост этого сектора будет привязан к развитию производства электроэнергии в целом и свободного оптового рынка в частности.

 

На период до 2008 года действует правило "5–15": генерирующие компании вправе продавать по свободным ценам от 5% до 15% произведенной электроэнергии. С конца 2003 года в России заработала оптовая энергобиржа ФОРЭМ, насчитывавшая на 1 июня 2005 года 162 участника. Оптовый рынок ФОРЭМ состоит из двух частей: регулируемого рынка, где тарифы устанавливаются государством, и сравнительно небольшого сектора торговли по рыночным ценам.

Комментарии Фейсбук Вконтакте