Птенцы "гнезда Борисова"

Дата публикации

А началось все с обращения президента Ельцина к лидерам "большой семерки" с просьбой помочь России обучить большую группу менеджеров. 23 июля 1997 г. вышел президентский указ об организации программы подготовки управленческих кадров. Как Петр Первый посылал своих птенцов учиться в Европу, так и Ельцин отправил менеджеров набираться уму-разуму за границей. По свидетельству очевидцев, первый президент принимал эту программу очень близко к сердцу и сам намекал на параллель с петровскими инициативами. О том, что происходит с программой сегодня, рассказал заместитель министра экономики РФ, ответственный секретарь Комиссии по организации подготовки управленческих кадров Андрей Шаронов.
- Как работает программа?

 
- Ежегодно региональные отделения нашей комиссии отбирают во всех субъектах Российской Федерации 5000 менеджеров с предприятий и фирм, работающих в реальном секторе (машиностроение, транспорт, торговля и т. п. ). Сюда не входит бюджетная сфера, наука, банки. Банки не входят потому, что подготовка их персонала и так находится на более высоком, нежели в остальных отраслях, уровне.

 
При отборе менеджеры проходят три вида испытаний. Первое - профессиональное интервью, где проверяется квалификация кандидата, его профессиональный потенциал и опыт. Второе - психологическое интервью, где выясняется, какова мотивация кандидата. Он должен хотеть развиваться, стать руководителем. Третье испытание - иностранный язык.

 
- Кто проводит собеседования и решает, кого брать?

 
- Обязанность отбора слушателей возложена на региональные отделения нашей комиссии. Их, как правило, возглавляют вице-губернаторы по экономике или промышленности. Отбирают людей конкурсные комиссии, которые создаются из преподавателей вузов и из управленцев с предприятий. В первый год [к нам ]обратилось более 12 000 специалистов и было отобрано чуть менее 5000. Во второй год обратилось 14 000, а было отобрано 4960. В этом году обратилось 11 600 и было отобрано 5500.

 
Отобранные кандидаты подключаются к одной из образовательных программ, которые на данный момент проводятся в 86 вузах России.

 
Все программы подразделяются на три основных направления:

 
менеджмент, маркетинг и финансы. Каждый выбирает то, что ему нужно. Окончив российскую часть программы, слушатели проходят отбор у иностранных партнеровдоноров в ходе профессионального интервью. Для иностранных партнеров важен в том числе должностной уровень, т. е. им подходит лишь тот, кто действительно представляет, как идут дела на его предприятии, во всей отрасли. Ведь они должны "продать" стажера в западную компанию, чтобы она взяла на себя расходы по его стажировке.

 
- Как вы отслеживаете результаты этой программы?

 
- Мы проводим опросы по окончании стажировок. В качестве результатов рассматриваем изменения в карьере слушателя и изменения на предприятиях. В первые три месяца 25% участников программы получают повышение по службе.

 
Более 80% отмечают безусловную полезность занятий и стажировки.

 
1% свидетельствует, что в результате программы были привлечены инвестиции. Например, один из участников программы, проходивший стажировку в компании Philips, прямо во время практики летал в родной Новосибирск и посещал в составе делегации Philips свое предприятие для заключения соглашения о размещении на нем иностранных заказов.

 
- Какие страны поддерживают программу?

 
- В этой программе участвуют уже 14 стран. "Большая семерка" - вся, а также Голландия, Дания, Финляндия, Норвегия, символически в программе присутствует Польша, Австралия, и сейчас в нее входят Ирландия и Испания.

 
Формат заграничной части программы - от трех недель до шести месяцев. Страна-партнер назначает национального координатора. Например, в Германии это Общество им. Карла Дуйсберга.

 
Участвуют бизнес-школа г. Бремена, баварский Оствестцентрум, школа менеджмента в Нижней Саксонии, консорциум "Новые восточные земли" в Лейпциге и Дрездене, учреждение по переподготовке бизнесменов в Штутгарте. Все это, так сказать, крепкие середняки. Известные европейские и американские бизнес-школы участия не принимают. Но надо иметь в виду, что максимальная нагрузка за границей приходится не на учебу, а на стажировку в компаниях. А в учебных заведениях люди в основном проходят курсы по особенностям бизнеса в данной стране, по ее законодательству.

 
- Кто оплачивает образование наших менеджеров?

 
- В этом году правительство выделяет на эту программу 101 млн руб.

 
В прошлом году было потрачено столько же. А в первый год программы мы истратили 32,65 млн руб. Из федеральных денег мы платим вузам за каждого обучающегося, оплачиваем проезд к месту зарубежной стажировки и обратно.

 
Регионы платят за конкурсный отбор, за дополнительные курсы, если это необходимо. Они же оплачивают проезд внутри России.

 
Частично расходы несут и предприятия, посылающие своих сотрудников на учебу (например, они сохраняют слушателям заработную плату во время обучения).

 
Иностранные доноры оплачивают все расходы за границей:

 
проживание, внутренние переезды, тренеров. По нашим оценкам, доноры потратили на эту программу за два с половиной года $35 млн.

 
В результате получается, что из федерального бюджета мы тратим на одного обучающегося примерно 20 000 - 25 000 руб. в год. А зарубежные доноры - от $5000 до $15 000 за одного человека.

 
- Как региональные власти относятся к этой программе?

 
- У нее сложилось уже неплохое реноме. Но есть области, которые не могут собрать денег на конкурсный отбор, где не удалось создать комиссию. Среди отстающих регионов Магадан, Хабаровск, как ни странно - Свердловская область. Среди регионов-лидеров - Татарстан, Краснодарский край, Башкортостан, Санкт-Петербург, Москва, Томск.

 
- Многие участники программы после стажировки переходят на другую работу?

 
- Примерно четверть слушателей в результате меняет место работы.

 
65% из тех, кто ушел, говорят, что причиной ухода было предложение более интересного и лучше оплачиваемого места работы. Конечно, нам хочется, чтобы люди продолжали работать там, откуда они уехали на стажировку. Но наша программа-максимум - развитие российского менеджмента в целом. Поэтому хорошо и то, что эти люди остаются работать в России.

 
Для предприятий существует возможность заключения специального договора между стажером и предприятием, региональной комиссией. Предприятие гарантирует стажеру работу согласно его повышенной квалификации, а стажер обещает еще несколько лет проработать на этом предприятии.

 
Недавно я общался с губернатором Нижегородской области Скляровым, и он сказал мне, что они будут стремиться к тому, чтобы во время обучения большинство специалистов получало квалификацию и сертификаты конкурсных управляющих. У нас есть также примеры, когда наши выпускники становятся крупными чиновниками в областных администрациях и даже вицегубернаторами. Например, председатель правительства Пензенской области - наш выпускник.

 
Также появилась совершенно новая тенденция. Директор Заволжского завода гусеничных тягачей рассказал мне недавно, что он в прошлом году в рамках нашей программы отправил на учебу пять человек, а в этом году еще четырех. Теперь он будет отправлять своих людей командами, чтобы на заводе возникали целые группы специалистов, способных реализовывать серьезные положительные изменения. Предприятия понимают, что один человек погоды не делает.

 
- А как относятся к президентской программе российские вузы?

 
- Вузы заинтересованы в этой программе - они получают государственный заказ. Первоначально нам подали заявки 150 учебных заведений. Мы отсеяли тех, у кого нет лицензий на данный вид подготовки, потом проанализировали программы. Осталось 75 вузов. Сейчас их больше - 84. Они предлагают нашим слушателям 194 программы.

 
Вузы получают не просто оплачиваемые заказы, но и такую важную вещь, как общение с западными и отечественными партнерами.

 
Некоторые из стран - участников программы (например, Англия, Германия, Франция, США) дают дополнительные курсы для преподавателей. 13 июля начался специальный курс для 60 лучших преподавателей по усовершенствованию программ обучения. Неделю преподаватели будут учиться здесь, а неделю - в Баварии. Подобную же программу проводил для нас, например, Британский совет.

 
- Как изменяются программы вузов?

 
- Программы становятся более адресными. Имея двухлетний опыт работы, вузы ориентируются теперь на то, что пользуется наибольшей популярностью. Если раньше программы назывались просто "Менеджмент", "Маркетинг" и "Финансы", то теперь они могут называться "Управление персоналом" или "Управление компанией".

 
- Как определяется качество программ, предлагаемых вузами?

 
- В этом году была создана специальная комиссия и разработана подробная методика проведения так называемой общественной аккредитации. Она включает в себя анализ текстовых программ, встречи с преподавателями, оценку аудиторного фонда и технического обеспечения программ. Также происходили встречи экспертов со слушателями во время и после обучения, встречи с представителями компаний, пославших своих специалистов учиться.

 
Аккредитация программ проводилась с апреля по июнь 2000 г.

 
В общественную комиссию входили представители вузов, Министерства образования, Минэкономики, Минтруда, независимые российские эксперты из преподавателей и бизнесконсультантов, эксперты Общества им. Карла Дуйсберга из Германии.

 
Методическую базу разрабатывали российские эксперты под руководством проректора Высшей школы экономики Льва Любимова. Мы сформировали корпус экспертов из 44 человек. Они посетили 86 вузов в 54 городах России.

 
В результате 51% программ было аккредитовано на три года - это максимальная оценка. 46% было аккредитовано на один год. Это те, кто получил от комиссии существенные замечания. И 3% программ вообще не было аккредитовано.

 
Кстати, очень важно и то, что в регионах было обнаружено очень много отличных программ и специалистов. Очень высоко были оценены программы из Улан-Удэ, Иркутска, Брянска. Не только в Москве и больших городах есть хорошее бизнес-образование.

 

Федор Сваровский

vedomosti.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте