Обучение с приключениями

Дата публикации

Чтобы осознать себя настоящими лидерами и получить опыт командной работы, слушатели программ Wharton MBA едут в Гималаи или в Антарктиду

В первый же день пребывания в Антарктиде Тому Арнольду (Tom Arnold), пришлось вместе с пятью другими участниками команды сооружать ледяную стену для того, чтобы защитить палатки от пробирающего насквозь ветра. В процессе строительства они недоумевали, почему же остальные им не помогают. Только после того, как работа уже была выполнена, они поняли, что остальные участники группы просто не могли сообразить, какую роль они смогли бы выполнять в этой стихийно созданной команде строителей. По мнению Арнольда, именно его просчет в планировании заставил остальных чувствовать себя чужаками и не позволил им помощь, несмотря на их явное желание быть полезными. "Для них это явилось причиной возникновения стрессовой ситуации", - говорит он.
28-летний Арнольд, теперь студент второго года обучения школы Wharton, вместе с 17 своими сокурсниками провел в 2003 году семь дней в Антарктиде. По его словам, полученный в рамках пробной программы Wharton Leadership Ventures опыт полностью изменил его представление о лидерстве, хотя новичком его назвать было нельзя: до поступления в Wharton Арнольд в течение пяти лет работал в сфере менеджмент-консалтинга и развития бизнеса в калифорнийской Силиконовой долине.

Измерить характер

В последнее время многие ведущие бизнес-школы ввели у себя подобные программы в качестве составляющих курса по лидерству. В 1990 году, например, единственный курс по лидерству в школе Wharton был необязательным и большой популярностью не пользовался. Теперь школа поставила прохождение этого курса обязательным условием для всех своих новых слушателей, ежегодное количество которых – около тысячи. Вдобавок ко всему, каждый год около пятисот слушателей программ Wharton МВА принимают участие в одной из 12 программ Wharton Leadership Ventures, путешествуя в Гималаях или в полях исторических сражений в Геттисбурге.
Скептики могут сомневаться в том, что поездка в Антарктиду представляет собой нечто большее, чем просто первоклассный отпуск. Однако, как говорит Майк Юсим (Mike Useem), профессор школы Wharton, развивающий эффект и накопление опыта происходит не только в процессе, но и до, а самое главное после самого путешествия, когда на занятиях слушатели и профессора анализирую возникшие ситуации и поведение участников программы. Ошибочный ход мыслей во время  семинара не оставит такого впечатления, как если вы в результате ошибки вдруг заблудитесь в ледяных полях Антарктиды, - говорит он. Сидя в учебной аудитории, студенты редко могут ощутить осязаемый результат неверного лидерского решения.
По мнению Арнольда, при помощи программы Wharton Leadership Ventures можно "увидеть самого себя как в зеркале", потому что они заставляют своих участников принимать трудные решения с стрессовых ситуациях. Теперь Арнольд использует приобретенные навыки для того, чтобы сделать свой командный учебный проект первым этапом новой карьеры уже в статусе выпускника программы МВА. По его словам, без полученного в Антарктиде опыта ему вряд ли удалось успешно закончить то, чем он сейчас занимается. В числе группы из 40 студентов Арнольд основал компанию Terrapass, занимающуюся маркетингом услуг, которые позволяют владельцам автомобилей снизить или нейтрализовать вредоносное воздействие выхлопных газов как причины развития парникового эффекта.

Взгляд первопроходца

Каждая новая программа из серии Leadership Venture строится по одной схеме. Как и некоторые туристические программы экстремального отдыха, они перемещают своих участников в сложные (зачастую физически некомфортабельные) условия, где у них есть возможность для обучения и получения опыта. Разница лишь в том, что лидерские программы делают основной упор на связи приключений с миром бизнеса. "Если программа не сработала, значит было создано недостаточно связей и аналогий", говорит Морган МакКол (Morgan McCall), профессор лидерства в бизнес-школе Marshall при University of Southern California.
В процессе расширения программы Wharton Leadership Ventures в направлении Южного полюса Юсим полагался на специалиста по восхождениям и профессора лидерства Родриго Джордана (Rodrigo Jordan), который должен был перекинуть мост, связывающий Антарктиду и школу Wharton. Последнее из путешествий Джордана по Антарктиде длилось 60 дней, а клиентами возглавляемой им компании Vertical LLC за последние 12 лет стало более 120 000 человек. Все это время он успевал одновременно работать на два фронта, являясь профессором лидерства на программе МВА чилийской бизнес-школы La Universidad Catolica.
Прежде чем отправиться в путь, участники обсуждают решения, принятые когда-то в реальных ситуациях лидерами, попавшими в подобные ситуации. Они связывают их с полученными в ходе учебных занятий теоретическими знаниями. Выученные уроки приобретают новую степень значимости сразу после того, как группа приступает к своим ежедневным походам. Трудности возникают повсюду, и командные усилия требуются постоянно, будь то переход через реку или ледник.

Навыки общения

Ежедневный "разбор полетов" является, пожалуй, самой важной составляющей таких курсов развития лидерских навыков. В спокойной и безопасной обстановке студенты анализируют решения лидера, принятые в течение дня. "Практические задания позволяют многому научиться, но без итоговых совещаний можно упустить самое главное", - говорит Дэвид Кемпбелл (David Campbell) из Центра творческого лидерства (Center for Creative Leadership), некоммерческой организации в штате Колорадо.
По его мнению, после таких программ студенты начинают с большим уважением относиться к своим сокурсникам, профессорам и организации в целом. Каждый из них концентрирует свои усилия, стараясь развиваться как целостная личность, а их навыки межличностного общения развиваются сами собой. "Я понял, что межличностные отношения важны вне зависимости от окружающих условий", - говорит Эксл Лапика (Axel Lapica), один из участников пилотной программы Wharton.
Конечно, совсем необязательно вести студентов на край света, чтобы дать им возможность по-новому осознать лидерство. Marshall School of Business организует для этих целей походы во время уикенда, маршруты которых не носят ярко выраженный экстремальный характер. Тем не менее, Джордан и его компания Vertical в настоящее время работают над "приключенческими" маршрутами для программ МВА Sloan School of Management (MIT) и Leonard N. Stern School of Business (NYU). Другие ведущие школы тоже раздумывают над тем, чтобы ввести у себя аналогичные программы.

Закаленные в походах

Главными поборниками программ часто становятся сами участники. "Я со всей уверенностью могу сказать, что во время поездки я узнал о взаимодействии с людьми больше, чем из любого кейса, разобранного в аудитории", - говорит Арнольд.
Когда профессор предложил ему стать COO компании Terrapass, Арнольд сразу вспомнил, как они строили ледяную стену в Антарктиде. Вместе с другими студентами они приняли решение о плоской структуре лидерства в организации, где будут несколько фокусных групп, занимающихся вопросами финансов, бухгалтерского учета и т.д. Теперь Арнольд уверен в том, что лучше всего человек работает в созданной им самим системе, где он получает опыт в ходе решения насущных проблем. В этом случае никто не остается без внимания, за бортом или на холоде.

Комментарии Фейсбук Вконтакте