Чему учат в Прибалтике

Дата публикации

В местных бизнес-школах преподают только по-английски.

История бизнес-образования в странах Балтии насчитывает полтора десятка лет: первые школы появились на базе университетов в начале 1990-х гг. Сейчас в Эстонии, Латвии и Литве существует несколько десятков программ бизнес-образования, которые созданы совместно с западными бизнес-школами и преподаются исключительно на английском языке.

Рижская школа бизнеса RTU Riga Business School основана в 1991 г. совместно с американским The State University of New York at Buffalo и канадским University of Ottawa. ''Большинство наших курсов построено на основе методик этих североамериканских бизнес-школ, причем дисциплины ведут как преподаватели нашего университета, так и зарубежные профессора'', – рассказывает Винета Апсе, директор MBA-программы RTU Riga Business School.

Совместная программа также существует в Рижской международной высшей школе экономики и управления (RSEBAA) – с британским University of Salford. Обучение осуществляется по принципу франчайзинга – с использованием методик британского партнера и непосредственным участием английских преподавателей.

Профессорский состав других прибалтийских школ обычно смешанный. Например, в таллинском университете Concordia Audentes в штате эстонские, американские и финские профессора.

Методы обучения в бизнес-школах также в основном ориентированы на западные традиции, т. е. имеют практический уклон. RTU Riga Business School помимо широкого распространения кейсов постепенно привлекает местные компании, для того чтобы начать совместные бизнес-проекты с участием студентов программы МВА.

Как и большинство европейских бизнес-школ, прибалтийские имеют обычно по две программы: full-time MBA и Executive MBA. Однако, как и в российских школах бизнеса, занятия по программе full-time обычно проходят по вечерам (2-2,5 года). Обучение на программах Executive MBA также достаточно продолжительное – от года и больше, а в RSEBAA даже два года.

В рижские бизнес-школы в последние годы все чаще приезжают поступать студенты из России и других стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. В школе RSEBAA, например, 30% студентов из других стран, в том числе из России.

''У нас самые разнообразные слушатели в возрасте от 23 до 55 лет, – говорит Кристина Таламаева, консультант RSEBAA. – Большая часть слушателей – руководители среднего и высшего менеджмента частных компаний, но есть и люди без опыта работы, и даже депутаты. Многие ценят возможность прохождения части обучения или летней стажировки в Великобритании''.

По мнению экспертов, спрос на полностью англоязычное и проевропейское бизнес-образование в России существует, хотя и не получил пока широкого распространения. ''В России бизнес-образование пока в целом ориентировано на российских менеджеров, работающих в российских компаниях, исключение составляют лишь несколько совместных с западными школами программ, – считает Павел Безручко, исполнительный директор "Экопси Консалтинг". – В принципе спрос на недорогое бизнес-образование на английском языке в России есть, но в основном, пожалуй, он вызван стереотипом, что все англоязычное заведомо лучшего качества и по сути ближе к настоящему МВА. В реальности говорить так, конечно, нельзя''.

Руководитель проекта BEGIN компании Begin Group Алла Жаворонкова считает, что совместные с западными университетами англоязычные программы привлекательны прежде всего для менеджеров российских представительств западных компаний либо для тех, кто планирует работать за границей. ''Это альтернатива классическому западному бизнес-образованию, – считает она. – И по некоторым пунктам оно даже выигрывает: во-первых, такое образование обычно намного дешевле, во-вторых, позволяет одновременно учиться и работать. Интересно также отметить, что спрос на такие программы предъявляют иностранцы, работающие в России''.

''Совместные программы МВА в России имеют большой потенциал, но их развитие происходит не так быстро, как в странах Восточной Европы, – отмечает Сергей Мясоедов, ректор ИБДА АНХ, в которой действует совместная программа со школой менеджмента Университета Антверпена. – Однако проблема в том, что если, например, в странах Прибалтики сформировался очень небольшой локальный рынок, ориентированный на Запад, то в России бизнес-образование направлено в первую очередь на обеспечение потребностей отечественного бизнеса''. Таким образом, потенциальным слушателям важно определить, где после окончания бизнес-школы они хотели бы работать и строить бизнес, и на основе этого выбирать программу обучения.

Комментарии Фейсбук Вконтакте