MBA: бизнес - прежде всего

Дата публикации

В рамках рубрики "Бизнес-образование" мы решили дать слово эксперту московской компании Pericles ABLE Project Доминику Басулто, который получил степень MBA в школе бизнеса Йельского университета (20 место мировой "табели о рангах" в рейтинге газеты Financial Times за 1998 год) и теперь ведет курс MBA Advising, помогая слушателям с выбором школы и подготовкой к поступлению. Возможно, эта статья позволит вам по-новому взглянуть на бизнес-образование.

Большинство россиян, желающих поступить в европейскую или американскую бизнес-школу, не до конца понимают саму концепцию бизнес-школ. Частично причиной этого недопонимания становится сбивающее с толку название. Что это — академическое образование, как следует из слова "школа", или занятия бизнесом в чистом виде?

Иллюзий относительно общего качества обучения питать не стоит. Несмотря на то что бизнес-школы любят прихвастнуть знаменитыми преподавателями, создающими передовые образовательные технологии, а также отметить высокий интеллектуальный уровень своих студентов, определяющим моментом для них является, конечно же, сам бизнес. И, должен добавить, бизнес весьма прибыльный. По существу, кандидаты на получение степени MBA тратят на то, чтобы научиться работать с балансовыми отчетами, анализировать стратегические тенденции и управлять многофункциональными командами до $80.000.

За это перед ними открывается дорога на самые высокооплачиваемые должности и в наиболее престижные рекрутинговые агентства. Для того чтобы разобраться в MBA, необходимо понять этот симбиоз между бизнес-школами и корпорациями.

Программы MBA отражают скорее корпоративное влияние, нежели академическое. Да, преподаватели бизнес-школ занимаются научными разработками, однако те чаще направлены на повышение прибыльности портфеля ценных бумаг, нежели на решение каких-либо социально-экономических проблем. Ведь сам преподавательский состав обычно представляет собой смесь из практиков, работавших в крупнейших мировых банках, консалтинговых компаниях или международных корпорациях. Именно поэтому они могут дать студентам те навыки и шаблоны мышления, которые необходимы для достижения успеха в этих фирмах.

Характер достижений, требуемых от студентов программ MBA, также существенно отличается от тех академических успехов, к которым стремятся в вузах. Вместо того чтобы учить решать сложные математические задачи или сочинять элегантную прозу, бизнес-школы ставят на первое место умение продираться сквозь огромные объемы текста, графиков и цифр, а также объединять информацию в модель или общую схему и затем представлять в легко читаемой, понятной форме. Для того чтобы моделировать деятельность современной корпорации, студенты MBA должны уметь работать в командах. Навыки делового анализа учащиеся оттачивают в ходе case studies (метод обучения на основе разбора "кейсов" — примеров из реальной бизнес-практики). В результате школы выпускают менеджеров с уникальными навыками глобального управления большими структурами, умеющих вникнуть в нюансы любой проблемы, а также способных общаться на языке международного бизнеса.

Собственно учеба в бизнес-школах отнюдь не является основным пунктом программы. В большинстве европейских и американских бизнес-школ студенты больше фокусируются на летних стажировках и поиске места под солнцем после окончания, чем на работе в классе. Во время пика рекрутингового сезона классы в бизнес-школах напоминают скорее корпоративные залы заседания, где одетые в костюмы и шикарные галстуки студенты придирчиво изучают последние котировки акций или новости финансовых изданий. И это нормально, так как отдача от приглашения на собеседование с представителем престижной консалтинговой фирмы может оказаться выше, чем, скажем, от пересмотра новых теорий по управлению материально-техническим запасом.

Все написанное выше может показаться чересчур прагматичной точкой зрения на программы MBA. Однако я ни в коей мере не хочу сказать, что эти программы не работают. Их впечатляющие цены, колеблющиеся между $45.000 и $80.000, заставляют рассматривать поступление в бизнес-школу как серьезное инвестирование. Значит, как и любое другое инвестирование, оно должно оцениваться по полученной прибыли — в данном случае по уровню занятой выпускником должности и его доходам. Статистика свидетельствует, что выпускники со степенью MBA преобладают на должностях старших менеджеров и даже исполнительных директоров компаний, входящих в рейтинг Fortune 500. И их число на таких высоких позициях постоянно растет. Степень MBA не только предоставляет возможность войти в высшую управленческую элиту, но и сулит неплохие заработки. Не забудьте, что только минимальная зарплата в ведущих банках и консалтинговых агентствах составляет более $100 тыс. в год.

Словом, MBA стоит вложения тех денег, каких оно требует, однако оценивать эту степень с точки зрения качества чисто академической подготовки необходимо достаточно критически. Так что уточняйте свои цели!

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте