Предприниматель, которому не все равно

Дата публикации

Джефф Сколл (Jeff Skoll) заработал свое состояние, будучи первым президентом онлайн-аукциона eBay. Теперь он старается понять, каким образом бизнес может изменить к лучшему весь мир.
Джефф Сколл мыслит широко и считает своим делом самый широкий спектр вопросов. Предпринимательский талант он открыл в себе задолго до того момента, когда в 1995 году получил степень МВА в Stanford University Graduate School of Business, после чего занял пост первого президента компании eBay, занимающейся поддержкой самого популярного интернет-аукциона в мире. До МВА у него уже был опыт создания собственного арендного бюро и компьютерной консалтинговой компании. 
Из-за серьезных проблем с больной спиной он не смог продолжить работу в интенсивном режиме «долгих часов», как этого требовала должность в eBay, поэтому решил идти в новом направлении. После ухода с поста, который требовал контроля за повседневными процессами в eBay, Сколл организовал свой фонд (Skoll Foundation). Фонд поддерживает социально ответственное предпринимательство и идеи, способные нести позитивные изменения в масштабе общества.
Сменив сферу деятельности, он сохранил связи в мире бизнес-образования, работая советником в совете директоров школы Stanford, а в 2004 году открыл Центр социального предпринимательства (Skoll Center for Social Entrepreneurship) в британской школе Saïd при Оксфордском университете.  
Теперь сорокалетний Сколл пробует себя в новой роли. Недавно он стал генеральным директором развлекательной компании Participant Productions. В настоящее время в производстве компании находится восемь игровых фильмов, одна из задач которых – продвижение идей социальной ответственности. Интервью Джеффа Сколла было опубликовано в журнале BusinessWeek.

- Как опыт, полученный во время обучения на программе МВА, повлиял на ваш успех как предпринимателя.

- Через несколько лет после создания моей первой компании я понял, что имеющихся у меня знаний для ее дальнейшего развития уже недостаточно. Во-первых, у меня не было общего понимания того, как функционирует мир бизнеса. Во-вторых, мне недоставало знания финансовых тонкостей и специальных навыков в области управления персоналом и бухгалтерского учета. Другими словами, всех базовых умений, требуемых для руководства компанией. Я решил, что лучший способ получить нужные мне навыки – это вернуться в школу. К счастью, мне удалось поступить в Stanford GSB.
Ценными во время обучения оказались не только учебные занятия, но и контакты с представителями бизнеса. Связи в сообществе слушателей и выпускников школы Stanford очень помогли мне, когда мы создали eBay. Мои сокурсники помогали мне с самых первых дней работы компании.
Я часто шучу, что Пьер (Pierre Omidyar, сокурсник Сколла по программе Stanford MBA) и я смогли добиться развития компании, но потом, когда нам потребовался сотрудник для решения скучных повседневных задач фактического руководства организацией, мы взяли выпускницу Harvard Мег (Meg Whitman).

- Почему вы решили основать Skoll Center for Social Entrepreneurship?

- В процессе работы в сфере социального предпринимательства мы пришли к выводу, что это направление достигло той точки развития, когда оно уже должно стать предметом научного изучения. Энтузиазм общественности в ответ на идеи социального предпринимательства был настолько силен, что темпы развития рынка труда в социальном секторе превысили темпы корпоративного сектора в три раза.
Я все еще активно сотрудничаю со Stanford GSB, поскольку оттуда все и началось. Тем не менее социальное предпринимательство – феномен глобального масштаба. Оксфордская Saïd Business School имеет ярко выраженную международную составляющую, а ее развитие направлено вовне. Поскольку школа эта сравнительно новая, она может очень быстро адаптировать новые программы, делая их частью единой системы.
Ежегодно мы присуждаем пять стипендий слушателям со специализацией в сфере социального предпринимательства. Мы также выделяем исследовательские стипендии и предлагаем всем слушателям МВА учебные курсы по выбору. Ежегодно проводится Мировой форум (Skoll World Forum on Social Entrepreneurship). Это прекрасная возможность для обмена информацией.

- Не могли бы вы привести пример социального предпринимательства?

- В Stanford один из проектов работал с нехваткой электричества – общей для многих стран проблемой. В закрытых помещениях разжигать огонь вредно для здоровья и небезопасно. Группа студентов изобрела недорогой и удобный фонарь на солнечных батареях. Он заряжается в течение дня, а потом может довольно долго работать, потому что в нем использованы светодиоды.
Группа ученых из Oxford предложила создать рабочие места по обогащению непригодных для посадки растений районов и производству дешевых видов топлива. Идея была в том, чтобы посадить особый вид растений, способный расти на непригодной для всего остального почве. Это растение станет не только средством обогащения верхнего слоя земли, но и сырьем для производства недорогого дизельного топлива. Поскольку процесс требует значительных человеческих ресурсов, то для индустриализованных стран он не подходит, в то время как для Индии он подходит просто идеально.

- Считаете ли вы, что борьба с бедностью зависит от малого и крупного бизнеса?

- В настоящее время половина населения всего мира тратит на себя менее $1 в день. Социальное предпринимательство может предложить этому населению пути улучшения своего положения, нетрадиционные для крупных структур бизнеса. Но чтобы сделать первый шаг и начать подниматься вверх по лестнице, необходимо научиться мыслить по-новому.
Очень эффективна идея микрокредитования, потому что она реально может помочь людям выйти из нищеты с помощью небольших займов с небольшими процентными ставками. Благодаря кредиту человек может начать собственное дело и со временем вернуть полученную сумму. Со временем эту идею взяла на вооружение организация из Бангладеш под названием Grameen Bank. Они утверждают, что с их помощью 60 миллионов человек вышли из нищеты. Основатель этой организации Мухаммад Юнус (Muhammad Yunus) – истинный прообраз социального предпринимателя. Благодаря его идеям, которые не требовали больших затрат, большое количество людей смогли получить поддержку и помощь.
- Каким образом вы привлекаете специалистов МВА к участию в проекте Participant Productions?
- Прошлым летом над проектом Participant Productions со мной работали четверо слушателей программ МВА. В результате одного из них мы взяли на постоянную работу. Теперь он занимает пост вице-президента по стратегическому планированию. Этим летом над проектом будут работать четверо слушателей из Oxford, а также один практикант из Stanford.

- Что бы вы хотели донести до слушателей МВА?

- Во-первых, каждый человек способен изменить сложившуюся ситуацию. Правильно использованные навыки ведения бизнеса могут сделать гораздо больше обычного привлечения средств. Они дают нам возможность заработать деньги и принести пользу другим людям, причем от такого рода деятельности вы получаете огромное удовлетворение. А для успеха в этой сфере нужно научиться нестандартно мыслить, идти на риск и быть предпринимателем.

Комментарии Фейсбук Вконтакте