Праздник по-американски

Дата публикации

Три месяца, проведенные мной в Америке, были интересны не только с точки зрения учебы. Что бы там ни говорили про ценность американского диплома, это все-таки означает, что ты живешь в Америке, что, по крайней мере для меня, далеко не так ценно. Обучение в США, пожалуй, имеет меньше преимуществ по сравнению с европейскими школами. Даже Келлогг, бизнес-школа, серьезно ориентированная на студентов из других стран, все-таки очень американская. С американским эгоцентризмом приходится сталкиваться везде. Профессора и учебники иллюстрируют свои доводы примерами про бейсбол, которые совершенно не понятны четверти класса. Большинство потенциальных работодателей, приезжающих в школу, не интересуются студентами, у которых нет вида на жительство. К тому же типичная американская еда в школьном кафе в виде гамбургеров и сэндвичей выворачивает русский желудок наизнанку. Стереотипы о России, оказывается, тоже никуда не делись: отвечать на вопросы о водке и о морозах приходится через день. Хорошо еще, что больше не спрашивают о медведях на улице, как это было в 1990 г., когда я впервые побывал в этой стране.

 

Вот и праздники мы отмечаем со всем американским народом. День благодарения, который здесь празднуют в последний четверг ноября, превратился в Келлогге в целую неделю отдыха, что оказалось как нельзя кстати: скоро начнутся финальные экзамены. Однако моим наполеоновским планам позаниматься сбыться не удалось. Двое моих приятелей, Эрик и Трэйси, с которыми я дружу уже 12 лет, пригласили меня отпраздновать День благодарения в Кливленде. Вместе с нами также поехали двое студентов из Чикагской бизнес-школы: русский парень Виктор и китайская девушка со смешным китайским именем Лидия. Здесь необходимо заметить, что мои друзья являются представителями афро-американской части местного населения, поэтому за последующие два дня я с головой окунулся в жизнь черной провинциальной Америки.

 

Праздничный обед в семье Трэйси начался с того, что хозяйка, как на сцене во время вручения "Оскара", произнесла длинную речь о том, кому и за что она благодарна. Молодежь откликнулась с долей снисходительного сарказма и накинулась на еду: огромную тушу индейки, курицу, свинину и множество специфичных блюд, о которых я никогда не слышал. Как мне рассказали (и продемонстрировали!), праздничный обед в День благодарения заканчивается десертом, просмотром американского футбола и отходом к раннему сну. Однако русские гости потребовали продолжения банкета. Несколько заведений, в которые нас привели хозяева, надолго отбили желание ходить по клубам. Хип-хоп и рэп оказались слишком тяжелы для русского уха, а наша белая кожа сильно выделялась на фоне остальных посетителей.

 

Обратно мы вернулись втроем: я, Виктор и Лидия. Хозяева остались еще на пару дней, чтобы повидать своих многочисленных друзей и родственников. К счастью, мы без труда достали билеты на рейс "Юго-Западных авиалиний", и я смог на собственном примере убедиться в эффективности работы авиакомпании, успех которой я изучал сразу в двух классах: по стратегическому менеджменту и по организационному поведению. Эта уникальная и небольшая компания вот уже много лет работает гораздо прибыльнее и эффективнее конкурентов. Несколько раз подряд она получала "Золотую корону" - награду авиакомпании, которая достигла лучших результатов в отрасли сразу по трем показателям одновременно: количеству опоздавших рейсов, количеству случаев утерянного багажа и количеству жалоб от пассажиров. Одним из факторов успеха "Юго-Западных авиалиний" является уникальная корпоративная культура. Пилоты после окончания рейса помогают стюардессам убрать салон или разгрузить багаж, стюардессы могут помочь на контроле билетов и т.д. Эта компания совершает, как правило, короткие рейсы без обеда в воздухе и с невысоким уровнем комфорта.

 

Однако эти недостатки сотрудники стараются компенсировать, развлекая пассажиров во время полета. Они могут надевать на себя нелепые вещи, танцевать, разнося напитки, или шутить по громкоговорителю. Так что психологические качества кандидатов играют очень важную роль при приеме на работу. Мораль этой истории такова: настоящего успеха добивается компания, работающая совсем не так, как большинство конкурентов, и у которой все элементы ее деятельности дополняют друг друга, образуя так называемое стратегическое соответствие.

 

Андрей Гунин

chronicle.ru/2002/47/soc/01/index.html

Комментарии Фейсбук Вконтакте