"Пракадемический" подход и погружение в инновации

Дата публикации

"Инновации или смерть!" Лозунги, подобные этому, можно услышать сегодня на заседаниях советов директоров во всем мире. Бизнес-школы, как обычно, вторят тенденциям реального бизнеса, перестраивая свои программы с учетом текущих изменений. И хотя в методике преподавания большинство школ все же остаются верны традициям, есть множество ярких примеров необычного подхода в развитии бизнес-лидеров.

Так, London Business School (LBS) запустила недавно новый курс по выбору, который носит название "Креативность и самообладание". Первоначально этот курс был разработан профессором Шрикумаром Рао (Srikumar Rao) для Columbia Business School.

Главное содержание этого курса раскрывается не в обычных лекционных залах, а в процессе "погружений", каждое из которых длится неделю. Главная цель курса – сделать акцент на так называемых "soft skills". Другими словами, он призван помочь слушателям программ МВА разобраться в себе, научиться контролировать свои эмоции и развить навыки общения. Им предлагается, например, в течение недели смотреть на окружающий мир с желанием помочь другим людям. "Кого бы вы не встретили, - говорит Рао, – будь то продавец сладостей на станции метро, коллега по работе или профессор на лекции, думайте о том, каким образом вы могли бы ему помочь. И постарайтесь не фокусироваться на самом себе".

Может показаться, что это упражнение не имеет ничего общего со стандартным опытом слушателей МВА, однако его автор уверен, что положительный эффект от такого рода деятельности будет иметь положительное влияние на саму суть реальной работы в бизнесе. "Раньше мне казалось, что многие вещи в мире не имеют ни малейшего отношения к моей специальности, - рассказывает слушатель LBS Магнус Асбьорнсон (Magnus Asbjornsson), посещавший занятия по курсу "Креативность и самообладание" в Columbia по программе студенческого обмена. – Я мог не думать о менеджменте, когда прыгал с парашютом, ходил в оперу или пробовал блюда эфиопской кухни. Теперь многое изменилось. Мне удалось пересмотреть многие вещи, в том числе мои профессиональные стремления. После занятий мне удавалось с каждым из посланных резюме дойти до третьего раунда собеседований". Теперь Асбьорнсон работает в лондонской компании Marakon Associates в качестве консультанта по вопросам управления.

Новый курс уже привлек внимание слушателей LBS, которые записываются для участия в нем за несколько месяцев.

С первого взгляда такие занятия могут напоминать веселые игры, но именно в нестандартных методиках, считают многие, зачастую кроется путь к успешному развитию лидеров.

"Традиционно обучение на программе МВА предполагает общение с преподавателем, который читает лекцию для массы слушателей, - говорит старший преподаватель Durham Business School Дайна Беннет (Dinah Bennett). – Но зачастую этот способ не приносит никакого результата. Доказано, что если вы просто стоите и рассказываете, ваши слушатели усваивают лишь 4% информации. Если же попросить их сразу применить полученные знания на практике, доля эффективно усвоенного материала сразу возрастает до 90%". Беннет называет эту смесь практического и теоретического стиля обучения "pracademic".

LBS – не единственная школа, применившая в обучении будущих профессионалов МВА инновационные методики. Отличные от привычных способов развития все чаще встречаются в бизнес-школах многих стран мира. Зачастую они служат дополнительным средством привлечения лучших аппликантов. Так, в Cass Business School при лондонском City University был представлен необычный пятинедельный курс. В рамках каждого из составляющих его модулей слушатели рассматривают бизнес с новых позиций: "бизнес как художественное искусство", "бизнес как игра", "бизнес как литература", "бизнес как театр" и "бизнес как война". Занятия проходят в Музее Черчилля и в Национальной портретной галерее, где с помощью историков слушатели постигают внутренний мир лидеров прошлого.

Во время одного из занятий слушателям предлагается познакомиться в деталях с разрешением конфликтных ситуаций и ведением переговоров. "Мы сотрудничаем с одним из ведущих театральных постановщиков и профессионалом по ведению переговоров с захватчиками заложников. Для наших инсценировок мы специально арендуем помещение в одном из театров Уэст-Энда", - рассказывает профессор Клайв Холтхэм (Clive Holtham), директор учебной лаборатории школы Cass.

И хотя мода на нестандартные учебные курсы вряд ли сойдет на нет, поскольку для школ это еще и прекрасный способ выделиться из общей массы, многие слушатели считают, что им все эти необычные курсы не к чему. Асбьорнсон к их числу не относится. "Название у курса странное, содержание еще более странное, но это были самые лучшие занятия в моей жизни", - говорит он.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте