Двигатели торговли

Дата публикации

Первые рекламисты, пиарщики и маркетологи появились в России раньше, чем всему этому начали учить в наших вузах. Специального образования у них не было, выручали самообразование и опыт. Однако в нынешних условиях, когда конкуренция на рынке труда обострилась, для успешной работы необходима фундаментальная подготовка, а ее можно получить только в вузе.

Реклама

Рекламный бизнес в России снова набирает обороты. Хотя отрасль серьезно пострадала от кризиса, новый подъем налицо. Эксперты полагают, что расходы на рекламу в этом году вырастут почти на 20%, достигнув уровня 1995 года ($1 млрд). Так что рекламные кадры вновь востребованы.
Государственный стандарт высшего образования, разработанный для специальности "реклама", появился в 1996 году. По словам исполнительного директора Международного института рекламы Сергея Горлова, первый выпуск профессиональных рекламщиков (15 человек), проучившихся пять лет, состоялся в прошлом году в негосударственном Южнороссийском гуманитарном институте (Ростов-на-Дону). В этом году получат дипломы 20 выпускников негосударственного Института молодежи. Но это капля в море – в рекламном бизнесе России сегодня заняты почти 200 тыс. специалистов.
Выучиться на рекламщика сегодня можно более чем в 20 государственных вузах – МГИМО, МГУ, ГУУ им. Орджоникидзе и др. Причем в каждом вузе свой подход к подготовке. Так, на журфаке МГУ готовят журналистов со специализацией "реклама", в Государственном университете коммерции другая специализация – "реклама в торговле". В МГИМО (в котором, кстати, делались рекламные кадры для внешнеторговых организаций еще до перестройки) можно стать специалистом по рекламе на отделении коммерции факультета международных экономических отношений. Естественно, здесь шире рассматриваются именно международные аспекты рекламной деятельности, а также вопросы коммерции. Как сказала завкафедрой менеджмента и маркетинга МГИМО Раиса Ноздрева, "наша подготовка больше связана с экономическим подходом, нежели с креативом и рекламным творчеством". Так что если вам хочется заниматься рекламной фотографией или снимать ролики, то МГИМО не для вас.
В негосударственных вузах учат как бизнесу в рекламе, так и ее творческой стороне. Например, на факультете рекламы Института молодежи есть специализации "менеджмент в рекламе", "маркетинг в рекламе", а также "режиссура", "дизайн" и "копирайтинг". Еще больше специализаций в Международном институте рекламы. Помимо экономических направлений (менеджмент и маркетинг в рекламе) здесь можно специализироваться на фотографии и операторском мастерстве, заниматься рекламными текстами или компьютерными технологиями. С этого года здесь появится новая специализация "PR и корпоративная реклама". Правда, Международный институт рекламы пока не имеет государственной аккредитации, поэтому он заключил договор с Московским государственным социальным университетом, и выпускники будут получать диплом гособразца именно этого вуза. Предметы общегуманитарного цикла (психология, культурология, политология, правовое регулирование рекламной деятельности и т. д.) им читают преподаватели МГСУ, а спецдисциплины – практикующие рекламисты. В Институте молодежи тоже преподают практики – специалисты из Российской ассоциации рекламных агентств, Международного союза дизайнеров, ВГИКа и т. д.
Один из самых главных предметов для будущего рекламщика – это, пожалуй, иностранный язык. Именно такое требование является основным для многих работодателей. Поэтому все выпускники МГИМО знают два языка (некоторые – три), в РУДН обязателен один язык, но его изучают все пять лет, а в Международном институте рекламы – четыре года.
Единственное, что может омрачить жизнь будущих студентов,-- стоимость обучения. Бесплатных мест (даже в государственных вузах) на всех желающих явно не хватит. Например, Российский университет дружбы народов начнет готовить рекламщиков в этом году, но на бюджетное отделение возьмут только 10 человек. Все остальные будут платить $3200 в год. В негосударственных вузах стоимость поменьше: $1450 в год в Институте молодежи, в Международном институте рекламы – до $2400. Но больше всех заплатят те, кто будет учиться на контрактной основе в МГИМО,-- $5000 в год.

Пиар

Связи с общественностью, как и рекламу, используют для создания благоприятного имиджа. Однако делается это более оригинальными и тонкими методами. В учебниках PR именуют "искусством и наукой достижения гармонии посредством взаимопонимания". В основном достижением гармонии занимаются бывшие журналисты, филологи, инязовцы и т. д. Елена Головлева, менеджер по связям с общественностью телеканала СТС: Среди моих коллег мало кто имеет специальное высшее образование. Я тоже по первому образованию журналист, но недавно получила второе высшее в области PR. Теперь меня даже приглашают преподавать.
Первыми готовить пиарщиков начали в МГИМО. По словам замдекана факультета международной информации Николая Халина, эта специальность появилась у них еще в 1988 году, а в 1994-м состоялся первый выпуск. Несмотря на последствия кризиса, все выпускники работают, причем по специальности (в различных изданиях, корпорациях, госорганах). На подходе выпуски в Университете культуры, РГГУ и других вузах, и перепроизводства пиарщиков пока не наблюдается.
По словам Бориса Еремина, эксперта национальной премии по PR "Серебряный лучник" и главного редактора журнала "Советник", сегодня специальность PR можно получить в 56 российских вузах. Среди самых лучших, кроме МГИМО, часто называют РГГУ, РУДН, Университет культуры, ГУУ им. Орджоникидзе. Кроме того, специализацию по PR предлагают Высшая школа экономики, МГУ и другие вузы.
На младших курсах будущие пиарщики изучают общие для всех предметы – философию, историю, социологию, политологию и т. д.-- плюс немного информатики и математики. В качестве специальных дисциплин им преподают теорию и практику PR, теорию и практику массовой информации, социологию и психологию массовых коммуникаций, а также посвящают в особенности работы современной пресс-службы в различных структурах и учат разрешать конфликты. Политический PR как отдельную специализацию пока не преподают, однако предмет "политический консалтинг" пользуется популярностью.
Остается добавить, что получить такую перспективную специальность бесплатно удастся очень немногим. Например, в МГИМО раньше были бюджетные места для будущих пиарщиков, однако сейчас набирают только по контракту, который стоит $5000 в год. Как отметил Борис Еремин, пока есть люди, готовые платить, бесплатных мест будет немного – особенно на таких перспективных направлениях. Впрочем, есть и приятные исключения. Так, в Университете культуры пиарщиков будут учить бесплатно. Однако выделено бюджетникам лишь 5-6 мест. Остальные будут платить 18 тыс. рублей в год.

Маркетинг

Будущие маркетологи тоже изучают рекламу и PR, но лишь как инструмент маркетинга (подробнее об учебных программах чуть ниже). В Москве на маркетологов учат примерно 10 вузов. Правда, самостоятельных факультетов маркетинга в них пока нет. Поэтому, например, в РЭА им. Плеханова эту специальность нужно осваивать на общеэкономическом факультете, а в Московском государственном университете коммерции – на факультете коммерции и маркетинга. Учиться на маркетолога во всех вузах нужно пять лет.
В целом программа по специальности "маркетинг" в российских вузах строится по одному принципу. Так, по новому госстандарту (1000 часов) математику будущие маркетологи должны изучать 400 часов, еще 200 отводятся на информатику. Около 100 часов вузы могут формировать по своему усмотрению, еще 100 часов – дисциплины по выбору студентов. Этими "довесками" и отличается образование будущих маркетологов в разных вузах. Кроме того, специфика вузов определяет набор базовых, немаркетинговых курсов.
Например, в Московском госуниверситете коммерции готовят маркетологов для торговли, поэтому студенты проходят правовое обеспечение коммерческой деятельности, биржевое дело, а также специфический торговый маркетинг. В ГУУ им. Орджоникидзе дают базовую менеджерскую подготовку и серьезно рассматривают управленческий аспект маркетинга. Кроме того, в ГУУ есть отраслевая специализация маркетологов в различных сферах промышленности. А вот в РЭА им. Плеханова готовят маркетологов широкого профиля.
В ГУУ дисциплины, связанные с маркетингом, начинают проходить уже на первом курсе, а со второго идет более глубокая специализация (промышленный маркетинг, международный, реклама и пр.). В Московском госуниверситете коммерции общепрофессиональные предметы проходят со второго курса, а специальные дисциплины – в течение двух последних лет обучения. Совсем иначе построены занятия в Плехановке. Борис Соловьев, директор Института маркетинга РЭА им. Плеханова: Первые три года студенты проходят только экономические дисциплины. Уже получив диплом бакалавра, они в течение еще двух лет осваивают специальность "маркетинг".
Хотя учебный процесс по этой специальности в целом уже отработан, не нужно забывать, что маркетинг – новая для нас область. Это сказывается и на качестве учебных материалов, и на преподавательском составе. Правда, преподаватели некоторых ведущих вузов прошли переподготовку за границей. Все профессора РЭА, по словам Бориса Соловьева, ведут исследования, а некоторые работают консультантами. Практиков к чтению лекций вузы привлекают пока нечасто: их время стоит очень дорого. Хотя есть и исключения. Татьяна Парамонова, заместитель завкафедрой маркетинга Московского госуниверситета коммерции: В этом году некоторые занятия у нас вели представители сетевой компании "Лег".
Все будущие маркетологи во время учебы обязательно проходят практику в компаниях. Например, студенты Университета коммерции стажируются в торговых сетях "Седьмой континент" и "Перекресток". Многие студенты после практики остаются в компаниях и последний год учебы совмещают с работой. Кстати, с работой у маркетологов в последнее время стало лучше. Борис Соловьев: Раньше выпускники шли в банки, торговлю, услуги. После 1998 года предприятия нанимали маркетологов неохотно. Но сейчас к нам приходят разные компании и предлагают выпускникам зарплату от $300. А по словам Геннадия Азоева из ГУУ, выпускникам вуза предлагают $400-2000 в месяц.

Комментарии Фейсбук Вконтакте