Поход на Запад

Дата публикации
 

Российские офисы западных компаний учатся управлять Восточной Европой

 

Некоторые западные компании отдают рынки стран Восточной Европы под управление своего московского офиса. Вместе с более высоким статусом российские менеджеры приобретают и опыт выстраивания отношений с иностранным коллективом.

 

В начале этого года компания Xerox объявила о том, что в зону ответственности российского офиса теперь входят 22 страны, в числе которых Румыния, Болгария, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория, страны Балтии, Азии. А около года назад News Outdoor Group перенесла европейскую штаб-квартиру из Лондона в Москву. Сегодня в подчинении у российского офиса Польша, Чехия, Венгрия, Румыния и Болгария.

 

В московском офисе Xerox изменение в статусе объясняют тем, что в течение нескольких лет с 1999 г. российское представительство демонстрировало стабильные и успешные результаты. По мнению главы Xerox (Евразия) Игоря Симонова, недалеко то время, когда восточноевропейские штаб-квартиры очень многих западных компаний переместятся в Москву.

 

“Штаб-квартира должна находиться там, где у компании самое сильное операционное подразделение, иначе возникает вакуум информации и у штаб-квартиры отсутствует связь с бизнесом, — говорит Максим Ткачев, управляющий директор News Outdoor Group. — Для меня лично это было естественно и имело гораздо больше смысла, чем переезжать в Лондон”.

 

Для директора по маркетингу Travelex Worldwide Money в России, странах СНГ и Восточной Европы Натальи Катиной выбор России в качестве штаб-квартиры также является логичным. С того момента, как в 2002 г. эта компания создала в России представительство, офис был перенесен сюда. “В Москве больше деловой активности, чем в Варшаве или Будапеште”, — говорит она и добавляет, что не последнюю роль в выборе ответственного за страны Восточной Европы сыграл языковой фактор. Ведь в Польше гораздо больше людей, знающих русский, чем в России — польский. Многие граждане стран бывшего соцлагеря учили русский язык и, если им что-то надо, без проблем преодолевают языковой барьер.

 

Однако, как показывает практика, знание языка еще не все, что нужно для успешной коммуникации. Одна из первых сложностей, с которыми пришлось столкнуться российским представительствам, налаживающим отношения с восточноевропейскими “подчиненными”, — проблема кросс-культурных коммуникаций. Максим Ткачев считает, что это проблема, с которой сталкивается любой руководитель в чужой стране, однако у представителей западного бизнеса гораздо больше опыта в подобных ситуациях. “Кроме того, в Восточной Европе существуют свои стереотипы в отношении России, свой опыт общения с Советским Союзом”, — говорит Ткачев.

 

“У нас были определенные сложности психологического характера, — рассказывает Наталья Катина. — Я бы даже назвала это шовинизмом”. По словам Катиной, это проявляется в том, что подчиненные офисы могут не ответить на запрос из русского офиса, но при этом оперативно ответят на запрос из западного офиса.

 

Впервые с подобными проблемами московский офис Xerox столкнулся еще на Украине. “Я помню, что во время первой встречи с персоналом украинского офиса меня слушали, опустив глаза”, — рассказывает Симонов.

 

Георгий Сегалов, руководящий украинским офисом Xerox, считает, что подобные проблемы не имеют отношения ни к политике, ни к разнице культур. “Те сложности, которые в свое время возникли на Украине и которые теперь повторились в Восточной Европе, — это обычная реакция любого коллектива, который сталкивается с чем-то новым и не желает меняться”, — считает Сегалов.

 

Сегодня в украинском офисе подобных трудностей нет: проблема перестает существовать, когда персонал видит эффективность работы. Этот опыт, как говорят в компании, очень помог в построении коммуникаций среди новых подчиненных стран. “Очень помог французский коллега, бывший глава этих представительств, вместе с которым мы объяснили, что никакого возврата в восточный блок нет и мы пришли делать бизнес”, — говорит Симонов.

 

Главным сюрпризом, по мнению компаний, оказались страны Балтии. Проблем, которых можно было ожидать от бывших соотечественников, просто не оказалось. По мнению директора российского представительства PipeLife Дениса Макиенко, имеющего опыт работы в Прибалтике, подобная ситуация совершенно объяснима. “Мы называем эти страны одним словом — Прибалтика, однако это совершенно разные страны, между которыми существует своего рода внутрення конкуренция, какая бывает у близких соседей. Латыш никогда не найдет общего языка с литовцем”, — говорит он. В свою очередь, к россиянам, по словам Макиенко, они относятся гораздо нейтральнее, и получается, что офис в Москве становится неким компромиссом, который всех устраивает.

 

Правда, бывают и обратные примеры. Несколько лет назад в подчинении у российского представительства компании Intel были страны Балтии. Но потом управление решили передать их западным коллегам из центральноевропейского офиса. “Это было решено в тот момент, когда стало ясно, что страны Балтии будут входить в состав Европейского союза, — рассказывает менеджер по связям с общественностью по СНГ компании Intel Александр Палладин. — Кроме того, были некоторые проблемы, в том числе и языковые. Например, когда я отправлял им пресс-релизы, они каждый раз просили присылать им редакцию на английском языке”.

 

Гораздо более проблемной страной оказалась для российских менеджеров Румыния. “Летая два раза в неделю в Румынию, я общаюсь с российскими бизнесменами, у которых там тоже есть представительства и которые ругают эту страну нехорошими словами”, — говорит Максим Ткачев. News Outdoor Group, по словам Ткачева, пришлось обновить в Румынии весь менеджмент и 60% персонала. “Люди не умели и не хотели работать”, — уверяет он.

 

По словам Симонова, их проблемы в Румынии были связаны с тем, что там оказались не готовы к большей самостоятельности, в то время как это предусматривает стратегия управления, предложенная российским офисом.

 

Как ни странно, еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться российским офисам, — плохое отношение к изменению статуса со стороны собственного персонала. Многие сотрудники просто не понимают, зачем организации нужны лишние проблемы в виде новых подчиненных офисов. “Политика нашей компании предполагает постоянный рост, поэтому люди, которые не готовы расти вместе с компанией, отсеялись естественным путем еще до повышения статуса нашего представительства”, — говорит директор по маркетингу компании Xerox (Евразия) Константин Клейн.

 

Юлия А. Васильева, Иван Голунов

vedomosti.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте