Обоснуйте выбор. Бизнес - великая сила

Дата публикации

Очевидно, что если бизнес-программа подобрана правильно и отвечает всем запросам претендента, то результат "на выходе" наверняка порадует не только самого слушателя, но и его работодателя - настоящего или будущего.

Ответьте честно

Если решение учиться бизнесу принято окончательно, то прежде всего нужно четко сформулировать для себя, зачем вы собираетесь предпринять этот шаг, что вы рассчитываете получить как в ходе обучения, так и по завершении. Определите свои личные цели и перспективы, сопоставьте их с задачами компании, в которой вы работаете (или планируете работать). Честно признайтесь себе, собираетесь ли вы учиться бизнесу, потому что это модно, соответствует веянию времени и т.д., или потому, что это нужно лично вам и от этого зависит ваша будущая жизнь и карьера.
Легче всего на все вышеперечисленные вопросы ответить тем, кого получать бизнес-образование отправляет компания. В таком случае порой и программа, и школа уже предопределены. Однако стоит заметить, что большинство слушателей предпочитает самостоятельно оплачивать свое образование, чтобы чувствовать себя свободнее и иметь возможность планировать продвижение не только в рамках отдельно взятой компании.
Следующий вопрос - время. Занятому человеку, как правило, найти его совсем не просто. Поэтому решите сразу, сколько времени максимально вы готовы посвятить учебе, и подбирайте программу, сопоставляя ее содержание и ваши возможности. Определите, будете вы учиться по полной (full time) или очно-заочной (part-time) программе. Для кого-то оптимальным станет дистанционное образование. И, конечно, придется выбрать продолжительность программы, будь то краткосрочные курсы или полноценная двухгодичная МВА.
Многие уже давно поняли, что, во-первых, не во всякую бизнес-школу стоит поступать, а во-вторых, будущее за специалистами-профессионалами. Поэтому выбирают не просто бизнес-программу, а специализированную, и именно в той школе, которая этой специализацией славится. Решите и вы, будете вы учиться бизнесу вообще (general) или же предпочтете профессиональное направление.
Немаловажный вопрос - где будет проходить обучение. Готовы ли вы рискнуть и отправиться в западную бизнес-школу или же решите остаться в России и учиться здесь. В первом случае придется дополнительно подумать, кто будет заниматься организацией вашей поездки.
Все сказанное относится к тем специалистам, которые уже имеют за плечами одно образование (высшее) и обладают хотя бы некоторым опытом работы. Справедливости ради стоит заметить, что учиться бизнесу можно и получая первый диплом и первую специальность. Например, по бакалаврской программе университета или же по дипломной программе зарубежного колледжа. Такой шаг тоже должен быть оправдан стремлениями и возможностями самого студента. И, как обычно, придется отвечать на простой, но емкий вопрос "зачем?".

Если хочется на Запад

Выбирать программу и школу за рубежом - задача и простая и необыкновенно сложная одновременно. Легко решить ее тем, кто трезво и четко оценивает свои личные возможности. Тогда, исходя из результатов TOEFL и GMAT, данных резюме и предпочтений кандидата, специалисты помогут подобрать несколько школ, куда стоит отправлять документы. В список при этом будут включены и школы "с именем", и учебные заведения среднего звена. Если согласие о зачислении придет из нескольких мест, то выбор, естественно, будет сделан в пользу лучшей для этого кандидата школы. Казалось бы, что может быть легче: остается только запастись терпением.
Но кто же не мечтает о звездах? И если уж едешь учиться за рубеж, то хочется попасть в лучшую школу, на лучшую программу, быть лучшим студентом. К сожалению, желания не всегда совпадают с возможностями. Элитные западные школы именно в силу своей элитности имеют возможность отбирать лучших кандидатов, обладающих большим исходным потенциалом. И чтобы попасть туда, это звание нужно заслужить.
Отправляясь учиться за рубеж, следует учесть, что специалистов широкого профиля выпускают только так называемая магическая семерка США (Гарвард, Стэнфорд, Уортон....) плюс две европейские школы - LBS и INSEAD. Поступив туда, можно и не задумываться о перспективах и определить их по ходу учебы. Считается, что обучение в одной из этих школ, вне зависимости от специализации, стопроцентно обеспечит трудоустройство. Естественно, у людей, готовящих документы для поступления в западную бизнес-школу, есть свои первоначальные представления о приоритетной сфере деятельности - кто-то хочет заниматься консалтингом, кто-то финансами, кто-то маркетингом. Однако очень редко случается так, что кандидат выбирает только специализированные программы, а на остальные и внимания не обращает. Как правило, в списке школ, куда рассылаются документы, присутствуют и общие (и их большинство) программы.
Не забывайте, что в хорошей бизнес-школе уже в первые месяцы обучения проводятся многочисленные презентации рекрутирующих компаний. По итогам этих презентаций взгляды на деятельность в будущем часто меняются. Иногда бывает и так, что слушатели проходят обучение в бизнес-школе, чтобы сменить область карьеры. В таком случае стоит выбирать лучшую школу, куда есть возможность попасть.
Но все же поступающие часто хотят остаться в привычной среде, но при этом сделать резкий рывок вперед - карьерный и финансовый. И тогда специализация важна. Естественно, что среди западных бизнес-школ в определенных индустриях есть свои лидеры: сфера финансов - Уортон и Чикаго, маркетинг - Келлогг, общий менеджмент -Дарден, Гарвард. Лидируют среди специализаций финансы и общий менеджмент, другие сферы запрашиваются значительно реже.

Остаюсь!

У западной бизнес-школы всегда есть право выбора - принять или не принять кандидата. В России потенциальные слушатели бизнес-программ пока еще сами принимают решение, какой школе отдать предпочтение. Стандартных требований для поступления два - наличие высшего образование и двухгодичный опыт работы. Некоторые школы еще вводят дополнительные тестирования и проводят собеседования.
Критериев выбора российской бизнес-школы предостаточно: ее известность и авторитет, рекомендации выпускников, содержание программы, совпадение специализации программы с личными интересами, наличие государственного диплома, возможность выбора специализации и изучаемых дисциплин, контингент коллег-слушателей, организация учебного процесса. При прочих равных стоит обратиться в известную бизнес-школу: ведь авторитет обретался годами работы на рынке и не возник из ниоткуда.
По мнению Алексея Ончукова, начальника отдела маркетинга ВШМБ АНХ, главная трудность, с которой сталкиваются россияне, - множество программ с похожими названиями и внешне похожим содержанием. Чтобы решить эту задачу, нужно лично посетить три-четыре школы и внимательно изучить содержание будущего обучения.
Общая программа дает более широкие возможности, в то время как программа специализированная повышает шансы именно в определенной сфере. Выбирая программу в российской бизнес-школе, стоит помнить о таком парадоксе нашей действительности, как... повышение. Ведь карьера менеджера может сложиться очень своеобразно: был бренд-менеджером, повысили до начальника отдела закупок, успешный маркетолог превращается в коммерческого директора, а пиарщик начинает руководить службой логистики. Поэтому и необходимы разносторонние знания и навыки, а для этого узкой специализации порой недостаточно. Выбирая программу, забывать об этом не стоит.
И, конечно, очень многое зависит от мотивации слушателей. Не исключено, что будущим нанимателем или интересным партнером по бизнесу окажется сосед по парте. Контингент ведь соответствующий. Поэтому используйте не только учебные возможности.
Редакция журнала "Образование за рубежом" благодарит Высшую школу международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ за помощь в подготовке материала.

Комментарии Фейсбук Вконтакте