Не только короче, но и дороже

Дата публикации

Большинство студентов хотят получить степень MBA, чтобы улучшить или совсем поменять свою карьеру. Но стоит ли ради этого на два года оставлять работу? Многие студенты MBA влезают в огромные долги, в то время как они могли бы спокойно копить деньги для покупки, например, дома. К тому же они лишаются целых двух лет рабочего стажа.

Решение этой проблемы очевидно: можно просто сократить длительность программ MBA до одного года. Именно так и поступают многие европейские бизнес-школы, включая INSEAD. Некоторые американские школы последовали их примеру. Kellogg School of Management, Goizueta Business School at Emory и Babson College помимо обычной двухгодичной предлагают годичную программу MBA. Совсем недавно к ним присоединился University of Florida, годичная программа в котором откроется уже в мае. Erik Gordon, администратор программы MBA в Florida, говорит, что ниша на рынке "быстрого бизнес-образования" мала. Короткие программы предназначены для студентов, которые готовы работать очень усердно, чтобы сэкономить год.

Существование годичных программ ставит под сомнение необходимость существования более длинных курсов. Но деканы бизнес-школ так не считают. Они настаивают на том, что программа MBA не может быть поверхностной. Они говорят, что за год с материалом можно только ознакомиться, но нельзя как следует усвоить. К тому же при сокращении срока обучения приходится отказываться от некоторых внеклассных занятий, не говоря уже о стажировках. Но американские школы, сократившие программы MBA до года, просто хотели сделать курс более интенсивным. Именно так поступила Florida. Они сократили четыре семестра обычной программы до трех (включая лето).

Короткие европейские программы не похожи на "два в одном". Говорят, что содержание годичных программ составляет больше половины содержания аналогичных двухгодичных курсов. "Одного года достаточно", - утверждает Landis Gabel, глава преподавательского совета в INSEAD. По его словам, многие студенты INSEAD уже имеют богатый опыт работы, "поэтому для них все уже более-менее знакомо". "Студенты второго года обучения настолько сосредоточены на поиске работы, что занятия отходят на второй план". (Деканы двухгодичных программ утверждают, что студенты, обучающиеся по годичным программам, будут весь год заняты не учебой, а поиском работы.)

Gabel говорит, что продолжительность американских программ не так просто сократить до года. "Каждый год преподаватели работают с двумя потоками. Нельзя взять и сократить обучение на год. Тогда придется уволить половину преподавателей. К тому же двухгодичные программы существуют уже много лет, и будет нелегко просто закрыть их со словами "Да, столько времени было потрачено впустую".

Будет ли в Америке больше годичных программ? Пока трудно сказать. Как говорит Landis, выпускникам, учившимся два года, это не понравится. Тем не менее в бизнес-образовании наблюдается тенденция к сокращению сроков обучения. Длительность обучения по программам Executive MBA также сокращается. Бизнес-школы проводят меньше пятинедельных модулей, но больше однодневных или недельных семинаров. (В конце концов, установить связи - что является одной из наиболее существенных причин поступления в бизнес-школу - можно в течение пары часов.)

Другим аргументом в пользу сокращения длительности обучения является прибыль школ. Администрация заметила, что чем короче общая длительность обучения, тем больше можно брать за час занятий. Таким образом, с сокращением длительности обучения растет доход школ. Такая логика руководит администрацией программ MBA в Европе. По словам Landis, годичные программы стоят существенно дороже, а студенты готовы платить больше, чтобы сэкономить время. Американские программы не получат такого значительного увеличения прибыли, потому что они просто сжимают двухгодичную программу до одного года, а не сокращают учебный план, как это делают в Европе.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте