Почти как MBA

Дата публикации 20.09.2011

В отличие от программы MBA, имеющей репутацию самой заслуженной академической программы по обучению бизнеса, магистерские программы по менеджменту (MiM) постоянно меняются, продолжая стадию формирования. Эти программы имеют разную продолжительность и специализацию. Несмотря на это, программы MiM стали одним из самых быстрорастущих сегментов на рынке бизнес-образования. Получение такой степени приобрело большую актуальность в период экономического спада, когда оказалось, что со степенью бакалавра практически невозможно найти работу. В отличие от MBA количество желающих обучаться по программам MiM продолжает расти. В London Business School (LBS) количество заявок на обучение в этом году возросло на 22%, несмотря на высокую стоимость обучения в 24 000 фунтов стерлингов (39 000 долларов США).

Хотя численность желающих обучаться по программам MBA как в Северной Америке, так и в Европе продолжает снижаться по мере замедления роста экономики, идея получения магистерской степени в сфере бизнеса пользуется все большей популярностью. Канадские бизнес-школы были первыми в Северной Америке, кто осознал ценность такого обучения, но и в США, колыбели программ МВА, эта идея вызывает все больший интерес. Такие программы уже есть в The Simon Graduate School of Business при Рочестерском университете (штат Нью-Йорк), Fuqua School of Business при Университете Дьюка (Северная Каролина), Thunderbird School of Global Management (Аризона) и Babson College под Бостоном.

Новые возможности на рынке бизнес-образования открывают и в России. «Россия находится на переходном пути, – говорит Валерий Катькало, декан Высшей школы менеджмента (ВШМ) при СПбГУ, где программа MiM на английском языке была открыта еще в 1999 г. – Ведущие университеты страны разрабатывают сейчас программы MiM».

Сложности выбора

Выбор программы может стать трудной задачей: для поступления в некоторые школы требуется диплом бакалавра по бизнесу, экономике или социальным наукам; другие ориентированы на людей, имеющих диплом по искусству или чистым наукам. Продолжительность некоторых программ – один год, других – два.

- Например, LSE предлагает две годовые программы для людей с дипломом по экономике или бизнесу. Еще на одной двухгодичной программе можно обучаться независимо от того, какая первая степень, – говорит Дина Дометт, адъюнкт-декан различных программ в LSE на факультете менеджмента.

Те, кто проявил смекалку в выборе программы, нашли прекрасную работу. Хорошим примером является Мириам Тиранджил. Получив в 2009 г. диплом в области дизайна в Goldsmith College (Лондон), она поняла, что для продвижения в бизнесе ей нужно что-то еще. Поэтому она поступила в магистратуру по менеджменту в LSE. По окончании летней стажировки в отделении компании Google в Дублине Тиранджил один семестр проучилась в школе HEC в Париже. Сейчас она планирует стать участником тренинг-программы для выпускников школ бизнеса в одной из FMCG-компаний.

По словам Жана Шарруана, заместителя декана школы менеджмента Audencia (Нант), во Франции выбор программы будет еще более трудным. Там существуют традиционная двухгодичная магистратура Grande Ecole для самых лучших студентов, одногодичные магистерские программы по менеджменту на английском языке и программы на французском для студентов уже со степенью магистра, полученной в университете или инженерной школе.

В других странах, особенно в Великобритании и США, программам MiM приходится конкурировать со все возрастающим числом специализированных магистерских программ – в области финансовой инженерии, бизнес-экономики или маркетинга.

Ближе к «большому брату»

Некоторые специализированные магистерские программы и MiM иногда засчитываются при поступлении на MBA. Так, в The Simon Graduate School of Business студенты с магистерской степенью в области бизнеса без опыта работы могут поступить на программу MBA уже через год, тогда как обычно требуется трудовой опыт не менее двух лет. Такой же вариант сейчас рассматривается в LBS.

Однако между программами MBA и MiM есть большие различия. На первой формируется так называемая большая картина, обсуждаются вопросы стратегии и лидерства, вторая отдает предпочтение получению функциональных навыков.

Вместе с тем программы MiM перенимают все больше элементов у «старшего брата», например международные поездки. В LSE более половины слушателей одногодичных программ проводят триместр за границей. В ВШМ СПбГУ каждый студент программы MiM один семестр проходит обучение за границей. Во французской бизнес-школе Skema, кампусы которой находятся в Китае, США и Франции, путешествие через три континента – обычное дело. «Секрет в том, чтобы думать регионально, работая глобально <...> Перед нами стоит задача донести это до наших студентов», – говорит Алиса Гильон, декан Skema.

Другие традиционные приемы на программах MBA – коучинг и наставничество – все чаще используются и на MiM. Например, в LBS слушатели и выпускники программы MBA являются наставниками студентов магистратуры. Мей Ван Тан именно это помогло реализовать свою бизнес-идею – открыть пекарский бизнес. Окончив курс кулинарии в Париже и имея степень инженера-механика пищевого производства, она поступила в магистратуру LBS. Наибольшее влияние на нее оказали советы, полученные от выпускников бизнес-школы: бывшего главного исполнительного директора Cadbury и директора компании Gu, производителя пудингов.

Комментарии Фейсбук Вконтакте