Почему красноречивых сотрудников ценят выше

Дата публикации 05.11.2013

«Человек, который не умеет говорить, не может сделать карьеру», – сказал Наполеон, и с этим трудно спорить. Например, в нашей компании, чтобы получить продвижение на высокую позицию, недостаточно, чтобы тебя выдвинуло руководство, недостаточно иметь бизнес-кейс, обосновывающий новую должность, нужно еще пройти собеседование, или, как мы это называем, панель. Два партнера, по условиям незнакомые или малознакомые с тобой (из другого отдела или из другой страны), изучают твой кейс, историю карьеры, план развития, отзывы от начальства, коллег и подчиненных и проводят структурированное интервью. Их цель – оценить тебя по десяти корпоративным компетенциям и сделать вывод, соответствуешь ли ты требованиям компании и можешь ли успешно работать в новой должности. Основной фокус делается на такие компетенции, как лидерство, умение строить отношения, саморазвитие и открытость к изменениям. Подобные интервью проводятся по методике, суть которой состоит в том, что кандидату задают ситуационные вопросы: например, просят привести пример из прошлого опыта, когда он оказался в сложной ситуации с клиентом или с коллегой и как эта ситуация была решена. Человек должен коротко рассказать о ситуации, описать свою цель, действия и результат. По итогам панели дается обратная связь и составляется индивидуальный план развития.

Когда я готовила других к собеседованию, я всегда говорила, что это замечательная возможность подумать о себе, вспомнить основные вехи своей карьеры, победы и поражения, сделать выводы, проанализировать показатели, определить свои сильные стороны и области для развития, поразмышлять над новой ролью, стратегией и долгосрочными целями. Когда еще найдется время? К тому же всегда интересно поговорить с умными людьми, показать себя, послушать мнение со стороны. Все это так, но, вспоминая личный опыт (мне тоже пришлось пройти панель), я поняла, что это довольно стрессовое мероприятие, к которому нужно готовиться. А результат в высокой степени зависит от уровня развития коммуникативной функции. Те кандидаты, которые имеют высокие оценки по компетенции «коммуникация», часто получают более высокие оценки и по остальным параметрам.

Представьте: человек прекрасно работал годами, а в течение часа не смог справиться со стрессом, не произвел впечатления, не привел примеры, не показал себя как готового лидера и не получил повышения. Несправедливо? Возможно. С другой стороны, много ли вы знаете лидеров, которые теряются в стрессовой ситуации, забывают аргументы и не могут произвести впечатления?

Есть вечные вопросы, о которых можно спорить всю жизнь: что первично – курица или яйцо, бытие или сознание, форма или содержание? Что важнее – профессиональная компетентность и опыт или навыки коммуникации? Цицерон не видел в этом противоречия – он считал, что красноречие рождается из знания, умения и памяти. Понятно, что профессиональная экспертиза и опыт исключительно важны: непрофессионал никому не нужен ни в какой роли, ни на какой позиции. И все же человек, обладающий знаниями, но не умеющий в нужный момент их донести до собеседника, рано или поздно столкнется с большими проблемами. Практически любая интеллектуальная работа реализуется в процессе межличностных коммуникаций: нам постоянно приходится разъяснять, доказывать, убеждать и переубеждать других людей.

Эффективная коммуникация определяется как умение излагать свои мысли логично и структурно, доходчиво объяснять и оказывать влияние. И делать это нужно «с эмпатией», т. е. уметь эмоционально откликаться на состояние собеседника. Значение этой компетенции возрастает по мере продвижения сотрудника по карьерной лестнице. Чем более высокое положение занимает сотрудник, тем больше вопросов ему приходится решать путем непосредственного общения с клиентами, подчиненными, коллегами и внешним рынком.

Вот самые распространенные ошибки, которые совершают кандидаты, проходящие структурированное интервью:

  1. не готовятся и не продумывают примеры заранее (особые затруднения вызывает тема саморазвития и работы над собой);
  2. не слушают вопрос, не переспрашивают, если не поняли;
  3. отвечают пространно, уклончиво, неконкретно и не по существу;
  4. в ответах отсутствуют структура и логика;
  5. вместо «я сделал» говорят «мы», используют страдательный залог;
  6. начинают говорить со слов «нет» или «да, но»;
  7. злоупотребляют пафосом или, наоборот, говорят излишне сухо, без эмоций;
  8. используют много специфических терминов, не заботясь о том, что они могут быть непонятны собеседникам;
  9. употребляют слова-паразиты;
  10. слишком стараются понравиться собеседникам, не отстаивают свою точку зрения, не демонстрируют свою индивидуальность;
  11. не смотрят в глаза и не стараются установить эмоциональный контакт с собеседниками;
  12. не контролируют язык тела, принимают «закрытые» позы.

И наконец, еще четыре важнейших качества для тех, кто хочет научиться строить «идеальную коммуникацию»: умение слушать собеседника (в вопросе часто содержится 70% ответа); способность излагать свои мысли кратко; говорить хорошим русским языком – уважать значение каждого слова; искать к каждому собеседнику индивидуальный подход. Очень важно говорить с клиентом или коллегами из других групп на одном языке и при этом не умничать. Чтобы не ставить собеседников в неловкую ситуацию, когда они чего-то не понимают, я всегда подробно объясняю им значения терминов. С другой стороны, если культура общения в компании клиента требует формализма или клиент глубоко разбирается в теме, с ним надо говорить на профессиональном языке «без перевода».

Автор  старший менеджер по управлению персоналом PricewaterhouseCoopers (PwC)

Комментарии Фейсбук Вконтакте