Станковый менеджмент. Люди, которые могут поднять культуру производства, нужны стране позарез

Дата публикации

В России сфера промышленного производства выглядит сегодня по большей части убого: устаревшие станки, заваленные заготовками и всяким хламом помещения, работа на коленке. Люди, которые могут поднять культуру производства, нужны стране позарез. Мы расскажем, как изучают производственный менеджмент в рамках программ МВА (Master of Business Administration) в России и за рубежом. 
Производственный менеджмент - это комплекс управленческих решений, позволяющих организовать выпуск продукции самым эффективным образом. Такие решения базируются на умении анализировать технико-экономические показатели, уделять внимание всем важным деталям, от управления запасами до контроля качества. Менеджер должен уметь распределять ресурсы, добиваться соблюдения технологии. 
Это скучно, зато перспективно. Пока экономика России растет, будут строиться новые заводы, запускаться новые производственные линии. Все больше компаний будут вступать в борьбу за обладание сертификатами качества вроде ISO 9001:2000 (это аналог таблички "Дом образцовой культуры быта"). 
Производственный менеджмент - неотъемлемая часть управленческой науки. Поэтому он изучается в рамках любой программы МВА как в России, так и за рубежом. Мы опишем, куда стоит поступать тем, кто хочет в полной мере овладеть этой премудростью. 

Россия 

Сегодня в России базовый вариант получения МВА - это вечерняя "дженералистская" программа, рассчитанная на два года, то есть 1000 часов занятий. В ее рамках можно прослушать базовый курс (первый-второй семестры обучения), а также "прицельно" выбрать факультативы (третий-четвертый семестры). Обычно базовый курс рассчитан на 40 аудиторных часов, прибавим еще 16-24 часа факультативов. 
Например, в Высшей коммерческой школе (ВКШ) среди базовых курсов программы МВА значатся два курса по интересующему нас направлению. Первый, "Всеобщее управление качеством" (Total Quality Management), ведет профессор Р.М. Тихонов, специалист с огромным опытом работы в этой области. Второй, "Управление операциями", также носит конкретный практический характер. 
Во Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) курс "Производственный менеджмент" в рамках программы МВА занимает 40 часов. Читают доктора наук В.П. Медведев, С.В. Ильдеменов, А.И. Ильинский. "Изюминками" нашего подхода к этой теме я бы назвала рассмотрение методов и технологий управления качеством и конкурентоспособностью товара; исследование путей, ведущих к решению вопроса о снижении издержек производства благодаря эффективному менеджменту", - комментирует декан факультета переподготовки ВАВТ Ольга Андреева. 
В рамках программы МВА Российского университета дружбы народов (РУДН) теме "Производственный менеджмент" уделяется большое внимание. Курс по этой дисциплине читает доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства экономфака Российского университета дружбы народов Ф.Н. Ахмедов. Преподавание ведется с использованием опыта, полученного в ходе зарубежных стажировок, с применением таких эффективных инструментов, как деловые игры, изучение ситуаций (Case-study), многовариантные тесты, "мозговая атака" и пр. "Главная особенность нашего подхода к этой теме заключается в увязке каждой изучаемой проблемы с конкретной практикой компаний, где трудятся наши слушатели, разработка ими самостоятельных проектов", - отмечает Ахмедов. 
На совместной англоязычной программе МВА Института бизнеса и экономики и Калифорнийского государственного университета Хэйворд (California State University Hаyward) курсу по производственному менеджменту Graduate Introduction to Production and Operations Management уделено 44 часа. Читает его Михаил Афанасьев, зав. лабораторией ЦЭМИ РАН. По его словам, основная задача для столь "плотного" по времени курса - научить студентов делать количественные оценки. Они практикуются в решении конкретных задач управления на производственных предприятиях и в сфере обслуживания, учатся планированию ресурсов; контролю запасов. Базовый учебник, как принято в ИБЭ, американский. В процессе обучения используются "кейсы". 
Конечно, гораздо больше информации дается на специализированных программах. Одну из таких предлагает, в частности, Международная высшая школа бизнеса "МИРБИС", отмечающая в этом году 15-летие. Ее слушатели изучают такие предметы, как "Операционный менеджмент", "Управление проектами", "Планирование производства", "Инновационный менеджмент", "Управление запасами". В числе предметов по выбору можно прослушать курсы по реинжинирингу, антикризисному управлению, управлению качеством. Предусмотрена практика, а также возможность получить наряду с российским дипломом еще и британский, присуждаемый London Metropolitan University. Кроме того, у слушателей есть шанс ближе познакомиться с японской бизнес-культурой на встроенных в учебный план семинарах Японского образовательного центра менеджмента, действующего в структуре института с 1994 года. В завершение семинаров слушатели разрабатывают групповые проекты. Авторы лучших работ получают возможность пройти 3-недельную стажировку в Японии. 
Бывает и так, что специфика программы просто заставляет говорить в рамках всех курсов о производственном менеджменте. Это происходит и в случае с программой МВА Центра коммерциализации технологий (ЦКТ) АНХ при правительстве РФ, посвященной менеджменту в области инноваций и высоких технологий. "Мы просто не можем обойти эту тему стороной, - говорит ее представитель, начальник Учебно-методического отдела Елена Кручинина. - Ведь коммерциализация любой технологии подразумевает поиск оптимальных с точки зрения затрат и качества путей организации выпуска продукции. Значит, мы обязаны говорить о решениях в этой области". 

За рубежом 

Лидерами в области производственного менеджмента считаются японцы, которые умеют находить самые, казалось бы, незначительные ресурсы для экономии сырья и снижения себестоимости продукции (пример - автогигант Toyota, заводы которого считаются образцовыми). Однако в Японии англоязычные программы найти непросто, поэтому за ними едут в основном в США и Европу. 
Например, в Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology), бизнес-школа которого в этом году празднует 50-летие. Учебный план здесь достаточно необычен. Первый семестр предусматривает изучение обязательных курсов (core courses), все остальное время (то есть примерно 75%) отдано курсам по выбору (electives). Их названия говорят сами за себя - например, System Optimization and Analysis for Manufacturing. Правда, поступить сюда нелегко: ежегодно принимаются только 500 из 3000 приславших заявления кандидатов. 
Американская Krannert Graduate School of Management, Purdue University - West Lafayette - пример небольшой программы МВА с акцентом на производственном менеджменте и технологии. В этой же области осуществляет свою работу действующий здесь исследовательский центр (Dauch Center for the Management of Manufacturing Enterprises). У школы налажены партнерские связи с германскими учебными заведениями. Стоимость обучения сравнительно невысока - $20 тыс. в год, а конкурс ниже - 100 зачисленных на 1700 заявлений. 
В Европе можно отметить французскую ESSEC (или l’ESSEC, как ее правильнее называть), расположенную в Париже. Длительность здешней программы МВА - 18-22 месяца. Учебный план довольно оригинален: шесть обязательных курсов и 150 (!) факультативов. Школа заключила соглашения об обменах с более чем 60 университетами мира. 
Конечно же, это далеко не полный перечень. Есть еще масса других мест и возможностей. Если вас всерьез интересует это направление, мы верим, вы их, обязательно найдете. И тогда наши машины будут не хуже японских! 

Рейтинг бизнес-школ США по направлению "Производственный менеджмент" (по версии журнала US News & World Report) 

 1 MIT: Sloan 
 2 Purdue U.*: Krannert 
 3 Carnegie Mellon U. 
 4 U. of Penn.: Wharton 
 5 Stanford U. 
 6 U. of Michigan: Ann Arbor 
 7 Harvard U. 
 8 Northwestern U.: Kellogg 
 9 UCLA**: Anderson 
 10 Georgia Inst. of Tech.: DePree 
 Примечания. U. = University; ** - U. of California - Los Angeles
 

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте