Планы о найме изменились

Дата публикации

Российские работодатели умерили свои аппетиты
Руководители каждой третьей российской компании собираются в 2004 г. увеличить численность персонала, а 9% , напротив, - сократить часть сотрудников. В странах Евросоюза, если речь заходит о расширении штата, менеджеры настроены более скептично: соотношение оптимистов и пессимистов - 27% к 18%. Такие данные получены в ходе международного исследования, проведенного консалтинговой компанией "Грант Торнтон". В исследовании аудиторской и консалтинговой фирмы "Грант Торнтон" (Grant Thornton) приняло участие 6600 компаний из 26 стран. В российской части исследования участвовало 265 топ-менеджеров и собственников из девяти крупнейших городов России. 80% из них возглавляют небольшие компании с годовым оборотом до 240 млн руб.
Кадровые планы российских компаний на 2004 г. можно признать оптимистичными, только если сравнивать со странами Евросоюза. Если в России разница между теми, кто собирается нанимать новых сотрудников, и теми, кто планирует сократить их численность, составляет 24% , то в странах ЕС эта цифра равняется 9%. Более того, в Германии и Польше количество тех, кто планирует сокращение, на 16% больше оптимистично настроенных работодателей.
В целом же планы россиян выглядят плачевно. Во-первых, большинство российских участников опроса (56% ) вообще не планируют расширять штат сотрудников в своих компаниях. А во-вторых, год назад соотношение оптимистов и пессимистов было на 10% больше в пользу планирующих расширение.
Интересно, что уныние российских работодателей не коррелирует с общемировой тенденцией. В большинстве стран ожидания, связанные с занятостью, стали более оптимистичными. Эксперты из "Грант Торнтона" связывают это с намечающимся подъемом мировой экономики. Список оптимистов возглавили бизнесмены Пакистана (+48% ), США (+45% ), Австралии (+41% ) и Турции (+40% ).
Скептицизм россиян отчасти можно объяснить тем, что опрос проводился в сентябре и октябре этого года, когда бизнес-сообщество находилось в некоторой растерянности в связи с конфликтом вокруг "ЮКОСа". Однако управляющий партнер "Грант Торнтона" в России Сергей Аслибекян считает, что это нельзя назвать фундаментальной причиной. По его словам, вопрос, набирать новых сотрудников или нет, напрямую вытекает из оценки других показателей. К примеру, согласно тому же исследованию, количество респондентов, ожидающих роста товарооборота, прибыльности своего бизнеса и готовых производить инвестиции в 2004 г. , в среднем уменьшилось на 20% по сравнению с количеством респондентов, ожидающих роста этих показателей в 2003 г. "Понятно, что если человек ожидает снижения прибыльности своего бизнеса и роста затрат, то планировать набор новых сотрудников он не будет, - говорит Сергей Аслибекян. - Я и сам, как работодатель, это чувствую. В прошлом году я мог нанять специалистов гораздо дешевле, чем в этом году. А что будет в будущем, можно только гадать".
А вот рекрутеры говорят, что ситуацию не стоит драматизировать. "Темпы роста спроса на персонал на фоне прошлых лет, конечно уменьшились, но это вполне закономерно, - рассуждает руководитель отдела маркетинга рекрутинговой компании "АНКОР" Оксана Соболева. - В послекризисные годы наблюдалось резкое расширение штата компаний, связанное с восстановлением бизнеса после кризиса и ростом рынка. 2003 год тоже прошел позитивно - спрос превышал предложение практически по всем областям. Вечно так продолжаться не может, и поэтому вполне вероятно, что следующий год пройдет более спокойно. А генеральный директор российского отделения Kelly Services Екатерина Горохова считает, что 2004 год пройдет не менее хорошо, чем нынешний. По мнению Оксаны Соболевой, относительно перспектив на 2004 г. в России с уверенностью можно ждать расширения в растущих и новых рынках. "Это прежде всего розничный бизнес, страховщики, и, возможно, к ним присоединятся пенсионные фонды", - считает Соболева.
Сами предприниматели также не связывают свои планы с событиями вокруг "ЮКОСа". К примеру, основатель и гендиректор агентства Fotobank Денис Петров сказал, что проблемы нефтяников не убавили его оптимизма.
Более того, в 2004 г. он хочет расшириться и взять на работу двух маркетологов. В этом году сделать это не удалось отчасти из-за тесного офиса в 300 кв. м, из которого компания уже выросла. "В конце декабря переезжаем в новый офис: он почти вдвое больше - на вырост", - радуется Петров.

Комментарии Фейсбук Вконтакте