Первый японский олигарх

Дата публикации

Основатель Mitsubishi Ятаро Ивасаки еще в XIX веке сумел сделать свой бизнес частью государственной политики.

  

Прежде чем стать "сейсо" - политическим коммерсантом, Ятаро Ивасаки прошел чуть ли не классический для современной олигархии путь. Родился в семье бедных самураев, которые сами пахали землю. Приобрел жизненный опыт, побывав в тюрьме. "По блату" стал чиновником. Водил дружбу ни много ни мало с премьер-министром японского правительства и министром финансов, не забывал делиться материальным выражением своего успеха с избранными чиновниками. И наконец заслужил роль монополиста в морских перевозках. Управляя своими компаниями, Ивасаки придерживался авторитарного стиля, а для подчиненных самурайское "сёки хоко" (за победу господина не жалко отдать жизнь) объяснял необходимостью следовать своему главному принципу - "служить государству". Службу при этом не отделял от коммерческих интересов.

 

Сколько стоит правительство

 

В 1881 году для 47-летнего Ятаро Ивасаки, владельца крупнейшей судоходной компании Японии - "Мицубиси" (Mitsubishi), настали черные времена. Неприятности начались с успешного заговора. Группа обиженных политикой правительства самураев убила личного друга Ивасаки - премьер-министра Японии Тосимити Окубо, который все последние семь лет представлял интересы "Мицубиси" как часть государственной политики. Неожиданное политическое убийство спутало Ивасаки все карты. За несколько дней было сформировано новое правительство, в котором верховодили его конкуренты.

 

Уже через несколько месяцев новое правительство ликвидировало монополию "Мицубиси" на морские перевозки и передало перевозки для нужд государства новой судоходной компании - Kyodo Unyu Kaisha, которую создала крупнейшая дзайбацу (финансово-промышленная группа в Японии) "Мицуи" (Mitsui). Превратившись за 10 лет из чиновника в хозяина одной из крупнейших компаний в стране, теперь Ятаро Ивасаки мог лишиться всего.

 

Борьба между "Мицубиси" и Kyodo Unyu Kaisha стала одной из крупнейших конкурентных войн в Японии XIX века. Обвальное снижение цен в ней соседствовало с политическим подкупом. На новое японское правительство пролился настоящий денежный дождь. Только Ивасаки потратил на взятки членам кабинета 400 000 йен, но владельцы Kyodo Unyu Kaisha потратили на них еще больше - Ивасаки смог подкупить лишь часть министров.

 

Однако расчет Ятаро не ограничивался подкупом. Втихую, распуская слухи о своем тяжелом финансовом положении, он тайно скупал акции главного конкурента. И, набрав контрольный пакет, решился на отчаянный шаг. В январе 1885 года Ивасаки заявил, что устал от борьбы и поэтому выведет свой флот в море и сожжет его в виду здания правительства. Чтобы не допустить потери большей части торгового флота страны, кабинет министров срочно собрался на заседание, и подкупленные Ивасаки министры предложили объединить конкурирующие компании. Этот план был одобрен. Через семь месяцев судоходное подразделение "Мицубиси" и Kyodo Unyu Kaisha слились в крупнейшее в Японии пароходство Nippon Yusen, в котором Ивасаки держал большую часть акций. Эта компания существует и сейчас под названием NYK Line.

 

Уголовная молодость

 

Ятаро Ивасаки (Yataro Iwasaki) родился 11 декабря 1834 года в городке Коши Аки-гун, что располагался в тогдашнем сёгунате Тоса на острове Сикоку (один из двух крупнейших южных островов Японии). В то время Япония фактически была раздроблена на области (сёгунаты), правители которых (сёгуны) имели собственные армии и являлись по сути независимыми правителями. Родители Ятаро были обедневшими самураями (класс воинов в феодальной Японии) и сводили концы с концами, обрабатывая землю. Тем не менее принадлежность к самому высокому классу японского общества (сёгуны тоже были самураями) требовала от родителей дать сыну соответствующее образование. Мальчика рано научили письму, счету, а также кэмпо (искусству борьбы и владению оружием). В 14 лет Ятаро отправили к родственникам матери в столицу сёгуната город Коши. Там юноша в течение шести лет продолжал свое самурайское образование, а в 20 лет Ятаро вместе с отцом отправился в Эдо (прежнее название Токио).

 

Там, даже не начавшись, карьера будущего "государственного предпринимателя" чуть было не оборвалась... из-за конфликта с властями. Причиной столкновения стал отец Ятаро, который, сильно перебрав саке, избил крупного чиновника и попал в тюрьму. Ятаро возмутила несправедливость наказания и, придя к отцу, он стал поносить местную власть, а потом поссорился со стражей. В итоге младший Ивасаки тоже оказался за решеткой. Правда, его проступок не сочли тяжким - все-таки он защищал отца - и Ятаро скоро выпустили. Но про карьеру в столице Ятаро пришлось забыть.

 

Он вернулся на родной остров Сикоку и четыре года перебивался случайными заработками. Однако столичная тюрьма многому научила Ятаро. Он расстался с иллюзиями о самурайской чести и понял, что настоящими властителями Японии являются чиновники всех размеров. Поэтому Ятаро тоже решил стать чиновником. Но попасть даже на самую простую должность оказалось не так просто. В конце концов Ивасаки познакомился с Тойо Йошида и Сохиро Гото, влиятельными самураями в сёгунате Тоса. Они-то и помогли ему в 1859 году поступить на службу к правившему в Тоса сёгуну Яманоути. Энергичный и жесткий, Ятаро быстро сделал карьеру. Когда через три года Ивасаки женился на Кисе Такашиба из самурайского рода, он уже был одним из главных чиновников сёгуната, отвечавшим за закупки для флота.

 

"Самостоятельный предприниматель"

 

До 1868 года японские правители не пускали иностранцев на свою территорию, а собственных граждан - за границу. Внешняя торговля практически отсутствовала, что сильно раздражало молодую, но агрессивную тихоокеанскую державу - Соединенные Штаты Америки. И вот в 1854 году американский флот пришвартовался у берегов Японии и навел свои пушки на Токио. Отсталой Японии нечего было на это возразить. Так под дулами американских орудий в Японии и началась буржуазная революция. Вместо феодальных диктаторов править страной стали правительства, а формальным главой государства снова стал император. В сёгунате Тоса тоже все перевернулось. Сначала молодое правительство лишило сёгунов монопольных прав на проведение закупок для государства. Этот запрет и стал началом взлета Ятаро Ивасаки.

 

Чтобы не терять доходы, сёгун Яманоути передал госзакупки в подставную фирму "Цукумо сёкай", а во главе ее поставил Ятаро Ивасаки, формально ставшего "самостоятельным предпринимателем". Однако это положение просуществовало недолго. В 1871 году сёгунаты были вообще ликвидированы. В отличие от бывшего сёгуна Ятаро уже прекрасно знал, что ему следует делать. Он решил остаться "самостоятельным предпринимателем", который не брезгует дружбой с чиновниками. Благо их личные потребности Ивасаки за 12 лет службы изучил великолепно.

 

Для ликвидации сёгуната Тоса из столицы прислали чиновника Юдзо Хаяси. В числе первых его радушно приветствовал Ятаро, а через несколько недель Хаяси распорядился передать Ивасаки два парохода, принадлежавших ранее сёгуну. В обмен Ятаро обещал через несколько лет заплатить часть долгов сёгуна, сумма которых была меньше цены одного парохода. Эта блестящая операция по экспроприации экспроприатора стала первой самостоятельной сделкой Ивасаки. Для рабочих и служащих "Цукумо сёкай" ничего не поменялось - только компания стала теперь называться "Мицукава сёкай", а в 1873 году - "Мицубиси сёкай". Занималась она, как и прежде, морскими перевозками.

 

Сёки хоко

 

Сумма, в которой выразилась благодарность Ятаро за переданные ему пароходы, неизвестна, но Юдзо Хаяси был так рад угодить новоявленному бизнесмену, что заодно предоставил ему монопольное право на вырубку камфорных лесов на острове Сикоку. Правда, такие же "подарки" чиновники делали по всей Японии. Скоро крупнейшие торговые дома страны - "Мицуи", "Коноикэ", "Симада" и "Оно" - объединили свои пароходы и на паритетных началах с государством создали крупнейшую на тот момент судоходную компанию "Ниппоц-коку юбин дзёкисэн" (Почтовая пароходная компания).

 

Конкурировать с таким гигантом Ивасаки не мог. Тогда он прибег к своему излюбленному обходному маневру - стал искать поддержки у чиновников. Но на этот раз его амбиции уже вышли за пределы родного острова. И дружить Ивасаки стал ни много ни мало с премьер-министром японского правительства Тосимити Окубо и министром финансов Сигэнобе Окума. Случай доказать свою полезность столь большим чиновникам выпал Ивасаки уже в 1874 году. В то время на принадлежавшем Японии острове Тайвань вспыхнуло восстание, потребовавшее срочной доставки туда войск и оружия. И пока Почтовая пароходная компания медленно и неповоротливо только собиралась определиться с возможностью выполнения этого заказа, Ятаро уже начал возить войска на Тайвань. Реакция приятно удивленного Тосимити Окубо не заставила себя ждать. Ивасаки немедленно передали 13 грузовых судов, купленных правительством за границей за $1.5 млн. специально для осуществления военной экспедиции на Тайвань. А конкурента - "Ниппоц-коку юбин дзёкисэн" попросили вернуть государственные субсидии, и скоро она перестала существовать.

 

Похоже, Ятаро не забыл поделиться материальным выражением своего успеха с избранными чиновниками. Потому что еще через несколько месяцев правительство одобрило программу развития торгового флота Японии, самым примечательным пунктом которой стала ежегодная субсидия "Мицубиси" в размере 250 000 йен. И это не считая того, что правительство обязалось выкупить у разорившейся "Ниппоц-коку юбин дзёкисэн" ее корабли и безвозмездно передать их "Мицубиси". Немудрено, что через три года такого плодотворного сотрудничества компания Ивасаки стала монополистом в перевозках морем, а за глаза его стали называть "морским чудищем".

 

К 1873 году принадлежащая Ятаро Ивасаки группа компаний "Мицубиси" превратилась во второй по величине дзайбацу Японии. Ивасаки - единственный из крупных японских предпринимателей, который создал свою империю сам. Остальные дзайбацу возникли из недр богатейших купеческих семей.

 

Успех не то чтобы вскружил Ивасаки голову, но сделал его еще более жестким человеком. Управляя своими компаниями, он придерживался авторитарного стиля, лично принимая все важные решения. Главным принципом своей компании он сделал самурайское "сёки хоко". В феодальной Японии эти слова означали жертвенное служение вассала своему господину, когда за победу господина не жалко отдать жизнь. Ятаро пояснял это выражение кратко: "Служить государству". И хотя про самого Ивасаки один чиновник как-то сказал: "Он служит больше своим коммерческим интересам, чем стране", от своих подчиненных Ятаро требовал беспрекословного подчинения. Взамен он давал им возможность чувствовать себя в компании как в большой семье. И даже выдавал своих дочерей замуж за своих топ-менеджеров.

 

Последняя схватка

 

Наибольшего взлета Ивасаки достиг в 1877 году, когда его суда перевозили войска для расправы с восстанием самурайского клана Сацума, злейшего врага премьера Окубо. Но по иронии судьбы именно представители этого клана стали основой следующего правительства Японии, которое было сформировано после удачного покушения на Тосимити Окубо в 1881 году. И - к чести Ивасаки - его компания вышла победительницей из развернутой конкурентами травли. В январе 1885 года вновь подкупленное Ивасаки правительство одобрило слияние судоходной компании "Мицубиси" и его злейшего конкурента Kyodo Unyu Kaisha. При этом сам Ятаро уже смертельно болел раком желудка. И через месяц, в феврале 1885 года, умер в Токио.

 

Его брат Яносуки получил в наследство уже не конгломерат компаний, обслуживающих морские перевозки, но вполне диверсифицированный холдинг. После начала гонений Ятаро успел купить в 1884 году судостроительную верфь в Нагасаки, в 1881 году - угольные шахты на острове Хоккайдо, а также серебряные рудники Икуно. Несмотря на опалу, Ятаро Ивасаки остался первым представителем японских олигархов, которых в этой стране именуют "сейсо" - политическими коммерсантами. А созданный им еще в XIX веке многопрофильный холдинг Mitsubishi остается крупнейшим в мире и по сей день.

 

Три принципа Ятаро Ивасаки

 

Их он называл главными для работы своей компании. Это корпоративная ответственность перед обществом, целостность и честность, а также взаимопонимание через деловое сотрудничество. Впрочем, надо иметь в виду, описывающие их иероглифы допускают несколько толкований.

 

Три бриллианта

 

Слово "мицубиси" переводится как "три бриллианта". Ятаро сам создал знаменитую эмблему, соединив герб своего клана Ивасаки (три лежащих друг на друге ромбовидных листа водяного каштана) и герб сёгунов Тоса (расходящиеся из одной точки три листка дуба). Он же нашел и толкование нового символа как три бриллианта, символизирующие три принципа работы компании: ответственность перед обществом, честность и открытость для международного сотрудничества. Сам Ятаро таким образом выражал признательность сёгунам Тоса, благодаря которым он начал карьеру "государственного коммерсанта".  

 

Лев Синебрюхов

finiz.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте