Генри Минцберг и Джеффри Пфефер – самые активные критики МВА

Дата публикации

''Вокруг системы бизнес-образования сегодня ведется много споров, но несмотря ни на что, МВА остается очень хорошей квалификацией'', - уверен профессор Энтони Хопвуд (Anthony Hopwood), декан Said Business School при Oxford University.
Одним из самых ярых противников существующей системы МВА выступает канадский профессор Генри Минцберг (Henry Mintzberg). Он утверждает, что каждый выпускник бизнес-школы сегодня должен носить особый знак, предупреждающий о его потенциальной угрозе для бизнеса. Минцберг уверен, что профессионалы МВА опасны, поскольку их учат теории управления еще до того, как они сами получили практический опыт в этой сфере.
Обвинения Минцберга направлены в первую очередь против американских бизнес-школ, которые зачастую привлекают молодых людей практически без опыта работы. Но есть и те, кто выступает с критикой в отношении европейских школ, слушатели которых чаще всего уже получили представление о реальной работе в сфере менеджмента. Среди них, например, профессор Stanford University's Graduate School of Business Джеффри Пфефер (Jeffrey Pfeffer), который ставит под сомнение пользу управленческого образования в целом.
Пфефер утверждает, что учеба на программах МВА не имеет смысла, поскольку не увеличивает шансы человека на успех в сфере бизнеса. Он подкрепляет свои убеждения результатами собственных исследований, где он проводит сравнение успешности руководителей бизнеса со степенью МВА и без нее.
Хопвуд считает, что выводы Пфефера базируются на изначально неверных положениях. В этом исследовании столько фундаментальных недочетов, говорит декан Said, что оно вполне может послужить эталоном некорректно выстроенного исследования и кейсом для разбора во время занятий по программе МВА.
Хопвуд утверждает, что программы МВА дают слушателям три важнейших составляющих успеха в бизнесе.
''Во-первых, программы МВА дают знания и умения, - говорит он. – Например, раньше в лондонском Сити решающим фактором было то, кого ты знаешь, а не то, что ты знаешь. Но теперь важное значение имеет и то, и другое. В современном менеджменте сложился пласт базовых знаний, которыми должны обладать все профессионалы этой сферы''.
Во-вторых, обучение в бизнес-школе дает слушателям соответствующую квалификацию, а выпускникам – шанс занять определенную позицию в условиях рынка труда. ''МВА – это своеобразный универсальный компенсирующий механизм, - говорит Хопвуд. - Если, к примеру, человек родился в небогатой семье в штате Северная Дакота, то свое первое высшее образование он наверняка получит в University of North Dakota. Но свой диплом МВА он может затем получить в одной из лучших бизнес-школ''.
По словам Хопвуда, Пфефер полностью упустил этот ''уравнительный фактор''.
Третье преимущество МВА, по мнению Хопвуда, состоит в том, что обучение на программе дает слушателям возможность стать частью могущественного бизнес-сообщества.
В то же время Хопвуд замечает, что по-настоящему качественные знания и шансы занять высокую позицию дают только лучшие школы.
Таким образом, МВА – это серьезная квалификация в сфере бизнеса, но не все выпускники бизнес-школ имеют одинаковые перспективы.
На вопрос о том, способна ли бизнес-школа научить своих слушателей предпринимательству, Хопвуд замечает, что однозначно ответить на этот вопрос утвердительно он не может. Вместе с этим, продолжает он, бизнес-школа создает условия, благоприятные для развития у слушателей соответствующих навыков. ''В Oxford есть множество успешных предпринимателей. Мы также имеем налаженную систему сотрудничества с Силиконовой долиной. Предприниматели тоже нуждаются в более широком понимании бизнеса''.
Кроме всего прочего, продолжает Хопвуд, степень МВА дает своим обладателям высокую мобильность, что означает безболезненную смену компаний, страны проживания и функциональной сферы профессиональной деятельности.

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте