Отличники независимых государств

Дата публикации 02.04.2014

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» впервые подготовило рейтинг высших учебных заведений стран СНГ. Лучшими на постсоветском пространстве оказались российские и украинские вузы.

С распадом СССР некогда единая система высшего образования подверглась серьезной трансформации, проходившей по-своему в каждом из постсоветских государств, а многочисленные связи между вузами оказались разорваны. Подготовленный агентством «Эксперт РА» рейтинг вузов СНГ не только первый международный список, учитывающий сходства и различия систем высшей школы на постсоветском пространстве, но и серьезная заявка на создание комплексной системы координат для оценки качества высшего образования на территории бывшего Союза.

Оценка качества образования (подчеркнем: именно образования, а не научной деятельности или какого-то иного критерия) стала ключевым параметром при присвоении рейтинга не случайно: подавляющее большинство успешных и востребованных вузов стран СНГ, в отличие от университетов англосаксонской модели, исторически сильны высоким качеством образовательного процесса, а не уровнем научных исследований и коммерциализации технологий. Рейтинг опирается как на статистические данные, так и на результаты опроса свыше 5,5 тыс. респондентов – преподавателей, работодателей, ученых, студентов и выпускников.

В список лучших вошло 153 вуза, представляющих Россию, Украину, Казахстан, Белоруссию, Молдавию, Узбекистан, Азербайджан и Киргизию.

Знаки отличия

В большинстве стран СНГ сфера высшего образования претерпела существенные изменения по сравнению с советской системой организации высшей школы. Акцент этих изменений в зависимости от страновой принадлежности вуза затронул разные аспекты жизни постсоветской высшей школы.

Агентство «Эксперт РА» постаралось максимально полно учесть все эти различия при разработке методологии исследования, которая была скорректирована после консультаций с вузами стран СНГ.

Определяющей тенденцией для высшей школы в СНГ можно назвать переход на систему подготовки специалистов по двухуровневой схеме «бакалавр – магистр», соответствующей принципам Болонского процесса. На новую систему участники рейтинга из Азербайджана, Молдавии и Узбекистана перешли полностью, вузы Казахстана – почти полностью. Россия же сохраняет высокий процент сквозных пятилетних программ подготовки специалистов. А вот белорусские вузы по-прежнему верны традиции советской высшей школы: подавляющая доля студентов обучается для получения квалификации специалиста.

В странах СНГ нет единого мнения по поводу еще одного острого вопроса: необходимо ли переводить вузы в формат бизнес-структур, как это сделано, например, в США и Великобритании.

В Казахстане к этому идут ускоренными темпами, в результате подавляющая часть студентов обучается на платной основе, государственные же субсидии достаются ограниченному числу абитуриентов. В России и Белоруссии пока что превалирует обучение за счет госсредств, но при этом российские вузы усиленно понуждаются к зарабатыванию средств, в том числе с помощью коммерциализации научных результатов – патентования, лицензирования, создания малых инновационных предприятий. В то же время на Украине отношение к коммерциализации технологий, как и в целом к зарабатыванию денег вузами, гораздо более сдержанное. Инновационных компаний, созданных при университетах, здесь единицы. Кроме того, законодательством Украины не предусмотрено создание эндаумент-фондов, в то время как в России и Казахстане практика привлечения средств выпускников на развитие университетов набирает обороты.

Табель о рангах

Рейтинг обнаружил, что наибольшее количество вузов, вошедших в итоговый список лучших учебных заведений, сосредоточено в России (95 вузов) и на Украине (33; см. график 1). Следом идут вузы Белоруссии (10) и Казахстана (9). Наиболее высокие рейтинговые классы A и B присвоены 15 вузам из России, трем вузам Украины (Киевский национальный университет им. Т. Г. Шевченко и два политехнический университета – Киевский и Харьковский), а также Белорусскому государственному университету. Рейтинговые классы вузов стран с наибольшим числом вузов-участников отражены на графике 2.

Все попавшие в рейтинг вузы распределены по пяти рейтинговым классам от А до Е, где класc А означает исключительно высокий уровень подготовки выпускников, В – очень высокий уровень, а рейтинговые классы C, D и E отражают высокий, приемлемый и достаточный уровни подготовки выпускников соответственно (см. «Как составлялся рейтинг»).
В классе А представлен всего один вуз – Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. И это вполне обоснованно: по своим показателям МГУ заметно превосходит ближайших конкурентов. Например, количество цитирований на одну статью (по SCOPUS, с 2009 года) в ведущем вузе России составляет 2,38, тогда как среднее значение для участников группы В – 1,19. Можно также отметить, что финансирование МГУ проходит отдельной строкой в федеральном бюджете. К тому же ведущий вуз России стабильно попадает в международные рейтинги университетов, а также занимал первую строчку в рейтинге лучших вузов России, подготовленном агентством «Эксперт РА» по итогам 2012 и 2013 годов (подробнее см. «Эксперт» № 46 за 2012 год и № 36 за 2013 год).

Большинство вузов, занявших верхние строчки в рейтинге, представляют столичные города. Среди университетов СНГ классов А и В доля учебных заведений из Москвы, Киева и Минска составляет 63%. Чем ниже рейтинговый класс, тем меньше представленность вузов из столиц: среди вузов класса С их меньше половины (45%), среди вузов класса D – около трети (31%); наконец, среди вузов класса Е столичную прописку имеет только каждый десятый вуз.

Вузы – лидеры рейтинга обеспечивают высокое качество образования, что в свою очередь подтверждается оценками работодателей, охотно нанимающих на работу выпускников ведущих вузов.

Так, по востребованности работодателями все вузы классов А и В отнесены к уровню I (высокая востребованность работодателями выпускников вуза). Лидеров рейтинга отличает также высокий уровень научно-исследовательской активности (почти всегда это уровень I).

Еще одной ярко выраженной отличительной особенностью лидеров рейтинга является высокая стоимость платного обучения: у вузов класса В она в среднем эквивалентна 4,6 тыс. долларов в год, в то время как для класса С – 3,3 тыс. долларов, а для класса D – 2,9 тыс. долларов. Интересно, что в первой двадцатке вузов СНГ с наиболее высокой стоимостью платного обучения 19 вузов представляют Россию и лишь один – Казахстан (университет КИМЭП в Алма-Ате).

Университеты класса С успешнее других привлекают иностранных студентов: средняя доля обучающихся из-за рубежа в вузах – участниках рейтингового класса С составляет 9,7%, что почти вдвое выше, чем в среднем у вузов классов В (5,6%) и D (4,4%).

Наиболее широко представлены в рейтинге вузов СНГ учебные заведения рейтингового класса D – 64 участника (для сравнения: вузов класса Е в рейтинге 50).

Как правило, они уступают конкурентам более высокого рейтингового класса по условиям обучения и по научной активности заведения. К примеру, один преподаватель в вузах класса D приходится на 12 студентов, в вузах классов C и В – в среднем на 10 и 9 студентов соответственно. Количество научных публикаций с 2009 года у вузов класса D составляет 0,2 на единицу научно-педагогических работников, тогда как в вузах классов C и В она существенно выше (0,38 и 0,82 на одного НПР).

Наконец, вузы класса Е, как правило, характеризуются достаточно скромной популярностью у абитуриентов: к примеру, доля студентов из зарубежья в них в среднем составляет 2%, да и стоимость обучения невысока: 1,9 тыс. долларов в год. Относительно невысокий интерес к вузам класса Е частично объясняется тем, что 90% этих вузов расположены за пределами столиц стран СНГ.

Технари в цене

Важный вывод, следующий из рейтинга: технари по-прежнему в цене у работодателей. Выпускники ведущих технических вузов более востребованы на рынке труда, чем управленцы, экономисты и гуманитарии. Так, по уровню востребованности выпускников работодателями наивысшая оценка (уровень I) присвоена 31 вузу. Из них 17 – технические, 9 – многопрофильные университеты, и только 5 учебных заведений фокусируются на подготовке экономистов.

Успехи вузов СНГ по привлечению студентов из-за рубежа пока довольно скромны по сравнению, например, с успехами британских, американских и австралийских вузов. Лишь у 21 вуза из списка лучших доля иностранных студентов превышает 10%. При этом характер привлеченного контингента может принципиально различаться: так, Томский политехнический университет, МФТИ и Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова делают упор на привлечение студентов из стран СНГ, а, к примеру, Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького и Международный независимый университет Молдавии – на обучающихся из стран дальнего зарубежья (см. график 3). Примечательно, что наибольшую популярность у зарубежных студентов сегодня имеют медицинские вузы: среди 15 учебных заведений с самой высокой долей иностранцев насчитывается шесть медицинских вузов, пять многопрофильных университетов, три технических вуза, а также МГИМО.

Конкуренция вузов СНГ за «головы из-за рубежа» плавно нарастает, что в первую очередь видно на примере магистратуры. Магистерские программы ведущих вузов СНГ постепенно приобретают международный характер: в 15 вузах из списка агентства «Эксперт РА» доля иностранцев в магистратуре превышает 25% (см. график 4). Причем такая особенность наблюдается в разных странах СНГ: довольно внушительный процент магистрантов из-за рубежа отмечен в вузах России, Украины, Белоруссии и Молдавии.

График 1

Наибольшая представленность среди участников рейтинга вузов СНГ у российских и украинских вузов

График 2

В высшие рейтинговые классы А и В попали российские, белорусские и украинские вузы

График 3

Среди вузов с наибольшим количеством студентов из-за рубежа преобладают медицинские вузы

График 4

Магистерские программы ведущих вузов СНГ постепенно начинают приобретать международный характер

Комментарии Фейсбук Вконтакте