Особое мнение: MBA - источник иллюзий

Дата публикации

Невозможно оспаривать простую истину, что ученье - свет. Многие люди испытывают естественное желание учиться. Одновременно с этим существуют бизнес-школы, которые испытывают такое же естественное желание продавать свой продукт. Но маркетинговые ходы, используемые операторами рынка МВА, породили целый ряд иллюзий, которые дезориентируют людей, размышляющих о своем будущем. 

 
Самый вопиющий обман - это утверждения, что, дескать, в среднем выпускники бизнес-школ получают годовые зарплаты в $120 000 и выше. Кто и как анализировал зарплаты выпускников, работающих в разных странах мира, в разных индустриях, в разных бизнес-культурах? Они могут получать и в разы меньше и намного больше, занимая высокие позиции по прошествии лет. Прямого отношения к полученным МВА это не имеет, а скорее доказывает карьерные способности того или иного индивидуума. Ну а то, что подобные цифры не имеют отношения к России, думаю, у людей, владеющих информацией по рынку труда, сомнений не вызовет (рекомендую читать полугодичные исследования PWC, Нay, Watson Wyatt, "Анкор" и др. ). 

 
Следующее заблуждение связано с утверждением, что ведущие компании охотнее принимают на работу тех, у кого есть корочка западной бизнес-школы. По моему опыту и по мнению многих коллег - руководителей компаний, наличие или отсутствие МВА у кандидата ровным счетом ничего не значит при приеме на работу. Диплом МВА иногда даже вызывает обратный эффект, если кандидат, уверовав в магическую силу документа, переоценивает себя во всех смыслах. Значение имеют опыт и репутация. А здесь главную роль играет не корочка, а практика, и только практика. 

 
Следующее заблуждение базируется на уверенности, будто, с утра до вечера разбирая бизнес-кейсы, можно многому научиться. Ровно тому же можно научиться в практической деятельности. Пять лет работы, особенно в устоявшейся западной компании, приравниваются по объему бизнес-кейсов к двухлетнему курсу МВА и при этом дают возможность не отрываться от "родной" бизнес-среды, которая за два года сильно эволюционирует, особенно у нас в России. 

 
Еще одна приманка - это полезные связи, которые завязываются во время учебы в бизнес-школе. Ровно такие же связи устанавливаются с бывшими однокашниками по школе, институту, предыдущим местам работы. Дальнейшая польза от знакомств, завязанных в бизнес-школе, зависит исключительно от карьерных способностей вновь приобретенных знакомых, а они столь же разные, как и у ваших знакомых по ранним периодам жизни. 

 
Пропагандисты MBA утверждают, что обучение в бизнес-школе структурирует знания. Еще одна иллюзия. Школа заинтересована в выработке у слушателей устойчивых рефлексов на бизнес-кейсы, в своеобразном зомбировании будущих кандидатов на топ-позиции. Эти своего рода индустриальные стандарты "образованности" помогают продавать курсы обучения. 

 
Не оспаривая полезность структурирования знаний, считаю вредным и опасным то, что у многих выпускников вырабатывается уверенность в том, что штампы помогут во всех случаях - от прохождения интервью до решения конфликта в реальной бизнес-ситуации. 

 
Полезной частью обучения на МВА я могу признать только тяжелейшую физическую и психологическую нагрузку, которую дают школы: приравнять ее можно лишь к срочной армейской службе или к профессиональному спорту. Молодых людей это может дисциплинировать и направить в правильное русло. Но может и не направить.

 

Борис Щербаков

генеральный менеджер Oracle CIS

 

vedomosti.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте