Основные направления бизнес-образования: управление человеческими ресурсами. А.Г. Аганбегян, академик, ректор Академии народного хозяйст

Дата публикации

Среди бизнес дисциплин трудно выделить что-то одно - главное. Но, если все-таки поставить такую задачу, то самым главным будет управление человеческими ресурсами, которое у нас, правда, подменяется более узким понятием - управлением персоналом. А на самом деле, управление человеческими ресурсами включает в себя и такие аспекты, как управление знаниями. Ведь потенциал компании во многом определяется интеллектуальным потенциалом ее сотрудников. Причем не только компании, но и страны в целом. Скажем, Германия или Япония. После войны они очутилась в развалинах, с полностью парализованной, разрушенной экономикой. В кратчайший срок они достигли огромных успехов.

 

Где тот потенциал, за счет которого это произошло? В первую очередь - это значительные людские и интеллектуальные ресурсы. Это было население, среди которых было много бизнесменов, предпринимателей, они умели работать. А вот сильные страны, которые выиграли войну и имели гораздо лучшие стартовые условия, им проиграли в экономической гонке, поскольку у них не было такого потенциала знаний. Например, Англия серьезно отстала от Германии и Японии по основным показателям (ВВП на душу населения). Тем более это относится к фирмам. Потенциал разных фирм зависит от того, кто там работает. Но потенциал знаний людей не передаваем, он в голове. Управление знаниями - область, которой сейчас усиленно занимаются многие ведущие компании. И пытаются по возможности переложить на носители то, что у людей в голове. Невозможно иметь устойчивую компанию, в которой уход человека с его ноу-хау в голове повлечет за собой потери для компании. К примеру, образование. Профессор читает свой курс, народ валом валит, очень интересно. Но этот курс нигде не зафиксирован, нет пособий. Ведь написать пособие, тем более учебник - это неимоверно трудная задача. И поэтому нужны специальные усилия, деньги. Надо платить и хорошо платить тому профессору, который изложит свои курсы. Надо издавать эти курсы, чтобы они стали достоянием других. Мы, например, активно работаем в этом направлении. У нас есть свое издательство "Дело". Мы издаем множество учебников, монографий и пособий, и постепенно отдельные области мы закрываем. Например, Юридический факультет им. М.М. Сперанского издал 13 учебных пособий, причем часть из них написана внештатными преподавателями Академии. И эту работу надо поддерживать и развивать.

 
Одна из крупнейших проблем - это создание группы единомышленников вокруг руководителя. Силы одного человека стократно преумножаются, если вокруг него единомышленники, а вокруг каждого из них в свою очередь собрались тоже единомышленники. Создание команды единомышленников - это тот рычаг, с помощью которого можно решить все другие вопросы. Особенно здесь, конечно, важна проблема лидера.
Лидер подбирает и организует собственную команду. Лидер может либо возвысить производство, либо разорить. Всем известны имена выдающихся лидеров, при деятельности которых та или иная фирма удесятерила свои результаты - например, Ли Якокка. А возьмите наши банки. Некоторые банки выжили в условиях экономического кризиса и сделали потом рывок вперед. Прежде всего, благодаря правильному лидерству. А другие руководители банков вели неправильную рискованную политику и поплатились за это. К сожалению, не столько своими деньгами, сколько деньгами своих клиентов.

 
Также ключевой проблемой является - проблема кадровой политики предприятия. Знания коллектива, его интеллектуальный потенциал можно преумножить. Это достигается, прежде всего, целенаправленным обучением с помощью хороших бизнес школ (корпоративное обучение), приглашением консультантов. Но с другой стороны, необходимо правильное использование имеющихся специалистов, делегирование им полномочий, когда они имеют возможность проявить себя и вырасти, т.е. учиться в жизни. Ибо лучший учитель - это все-таки жизнь. Именно реальные ситуации выявляют ваш потенциал, знания, способности, именно там вы приобретаете необходимые навыки и умения.

 
Бизнес - это качели: хорошие, благоприятные периоды сменяются депрессией, стагнацией, и надо все время быть в поступательном движении. В бизнесе либо в гору, либо под гору. Нельзя останавливаться, перевести дыхание, тебя сразу отринут. Жизнь не стоит на месте, все меняется. И надо уметь оперативно и адекватно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.

 

А.Г. Аганбегян

navigator.ane.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте