А нужен ли опыт? Программы МВА пересматривают свои исторически устоявшиеся принципы

Дата публикации

Идея о том, что аппликантам бизнес-школ до подачи заявления о поступлении необходимо получить опыт практической работы, все еще остается одной из основополагающих всей системы получения бизнес-образования, но встает другой вопрос: сколько на самом деле этого опыта нужно и насколько он важен для процесса обучения?

В марте 2004 года Академия менеджмент-образования (Academy of Management Learning and Education) опубликовала результаты своих исследований, которые показывают, что значение опыта работы до поступления в бизнес-школу, вероятнее всего, несколько преувеличивают. Исследование провели Джордж Дрэйер (George Dreher), профессор менеджмента в Kelley School of Business at Indiana University, и Катрин Райан (Katherine Ryan), его коллега. Полученные результаты говорят о том, что участники программ МВА с большим опытом работы не обязательно отличались более высокими академическими результатами или более высокой стартовой заработной платой. Удовлетворенность работой таких выпускников МВА также не слишком выделялась положительной динамикой.

Сторонники идеи опыта аргументируют свою позицию тем, что участники программ МВА, имеющие больше опыта, привносят его в классные дискуссии, тем самым помогая всем студентам решить бизнес-проблему в отрыве от академического контекста. Дрэйер и Райан не оспаривают такую точку зрения, но приводят свои доводы в пользу молодых аппликантов.

Первый состоит в том, что это может увеличить количество женщин, поступающих в бизнес-школы, что затрагивает одну из самых противоречивых проблем бизнес-образования. Идея в том, что молодые женщины меньше задумываются о создании семьи. Второй, как говорит Дрэйер, в том, чтобы успеть привлечь молодых и талантливых студентов до того, как они накрепко будут привязаны к своей высокооплачиваемой и ответственной работе.

Некоторые бизнес-школы уже начали принимать многообещающих молодых аппликантов. В Harvard Business School рассылают студентам додипломного образования специальные брошюры, в которых говорится о том, что они могут подавать заявления на программу МВА через год-два после получения диплома бакалавра.

Дэррик Болтон (Derrick Bolton), директор приемной комиссии МВА Stanford Graduate School of Business, говорит, что собирается использовать "весьма агрессивную" тактику для привлечения потенциальных студентов, обладающих небольшим опытом. В настоящее время, говорит он, для начала поиска кандидатов среди молодых людей у программ МВА есть стимулы демографического характера, поскольку американцев в возрасте 10-19 лет сейчас около 41 миллиона, а 20-29-летних - 38 миллионов. Это означает, что число потенциальных участников программ МВА будет продолжать расти, и чем больше аппликантов в возрасте чуть старше двадцати поступят сегодня, тем меньше вероятность возникновения неоправданно высокого конкурса в будущем.

Болтон даже опасается, что если бизнес-школы и аппликанты продолжат двигаться в разных направлениях, то требование опыта работы в конце концов исчезнет окончательно. Тем не менее пока что американские программы МВА продолжают видеть своих участников как прошедших испытание работой в суровой сфере бизнеса. Даже Дрэйер и Райан, авторы исследования, не предлагают отказаться от рассмотрения опыта работы как одного из критериев оценки аппликантов. Они всего лишь предполагают, что его польза (или ее отсутствие) должна быть изучена немного подробнее.

Комментарии Фейсбук Вконтакте