Опыт работы – необязателен?

Дата публикации

Нам постоянно твердят, что МВА – степень, предполагающая наличие предпринимательской практики, но почему? Ведь от тех, кто идет учиться на стоматолога, не требуется опыт удаления зубов. Чем же "провинились" менеджеры?

Этот вопрос, несмотря на свою кажущуюся наивность, все больше занимает преподавателей и руководителей бизнес-школ, особенно в США. Существует мнение, что он способен спровоцировать разделение методик преподавания МВА в США и Европе.

Несмотря на то что в настоящее время лишь около 5% студентов Стэнфорда пришли сюда сразу после колледжа, в целом количество абитуриентов с опытом работы стабильно сокращается, и, по мнению администрации школы, такая тенденция сохранится и в будущем.

Деррик Болтон (Derrick Bolton), отвечающий за прием абитуриентов в Стэнфорд, рассказывает об одном выпускнике прошлых лет, который к 27 годам успел получить бизнес-образование и открыть два собственных предприятия. Сегодня в 27 лет многие только начинают учиться на МВА. Не получится ли, что бизнес-практика встанет на пути бизнес-образования?

Наличие опыта предпринимательской деятельности сказывается прежде всего на трудоустройстве выпускника МВА – у него больше шансов, он вправе требовать больше денег.

Несмотря на то что предпринимательская практика необязательна при поступлении в  Стэнфорд (а также Гарвард и многие другие школы), вряд ли можно говорить о том, что ведущим школам неинтересны абитуриенты с опытом работы.  

Так, в бизнес-школе Мэрилендского университета (The Robert H Smith School of Business) опыт работы официально необязателен, однако весьма предпочтителен – у 97% поступивших сюда абитуриентов был как минимум 2-летний опыт предпринимательства. В этой школе уверены, что наличие практики помогает выпускнику лучше зарекомендовать себя на рынке, повышает его конкурентоспособность.

По мнению специалистов, опыт работы предпочтителен еще и потому, что мир бизнеса подвержен постоянным переменам, в нем крайне мало универсальных решений и непреложных истин. А ведь по своей сути программа МВА ориентирована прежде всего на практику. Специалисты других областей – будь то стоматология, право или машиностроение – имеют дело с более-менее устоявшимся методологическим аппаратом. Это относится и к некоторым областям менеджмента, таким как бухгалтерский учет. Но для таких сфер, как например, кадровый менеджмент, "точной науки" попросту не существует.

"Составление балансового отчета не требует от вас смелых решений, здесь Вам не нужно никакого опыта,  – говорит Стефан Бурсье (Stephan Bourcieu), заместитель декана по программам МВА во французской Audencia Ecole de Management. – Вы получаете конкретные навыки и тут же используете их на практике. Но знания, получаемые в областях типа стратегии предпринимательства, – не готовые рецепты, а то, что можно полностью осмыслить и эффективно применить лишь с опытом".

МВА – такой вид образования, где не существует абстрактных знаний – любые знания обретают ценность лишь в контексте практического применения. Бурсье считает, что, раз программы МВА разрабатываются в первую очередь для подготовки менеджеров, наличие практики просто необходимо. В противном случае стоит учредить отдельную степень, предполагающую акцент именно на теории предпринимательства.

Здесь напрашивается вопрос: а какой именно опыт необходим студенту МВА? Несколько лет в офисе вряд ли можно считать адекватной подготовкой: в конце концов, речь идет не о работе вообще, а о менеджерской работе.

"В том-то и дело, что мы не знаем, какой опыт можно считать оптимальным. – говорит профессор МакГи (John McGee, Warwick Business School, UK). – Например, если обучить по программе МВА какого-нибудь 40-летнего менеджера, результаты могут превзойти все ожидания".

Что касается трудоустройства выпускников МВА, то в этом вопросе специалисты разделяются на два лагеря: одни считают, что опыт предпринимательской деятельности – решающий фактор и нет ничего страшного в том, что средний возраст выпускников МВА с опытом в среднем составляет 28 лет.

Другая точка зрения, которой придерживаются, например, в Стэнфорде, заключается в том, что молодые и менее опытные студенты быстрее адаптируются к условиям рынка. Сегодня многие ради учебы в бизнес-школе оставляют должности, которые пару лет назад высоко котировались бы среди выпускников МВА.

При этом спрос на специалистов МВА с опытом работы падает: компании желают иметь дело с молодыми и одаренными менеджерами. Но это повлечет спрос на обучение менеджеров на более поздних этапах карьеры – отсюда растущий интерес к тренингам для руководителей и "корпоративным МВА".

Что же касается бизнес-школ, то пока молодые студенты МВА только выигрывают от общения с более опытными, столкнувшимися с реалиями бизнеса однокашниками. Остается надеяться, что спор о том, стоит ли студенту МВА иметь за плечами опыт предпринимательской практики, разрешит рынок – высшая инстанция в мире бизнеса.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте