Онлайн-образование: все новое, или хорошо забытое старое

Дата публикации 18.04.2016

Дистанционное образование развивается за последний год быстрее, чем электронная коммерция. Аналитики оценивают рынок онлайн-образования в России примерно в 1 млрд рублей. Безусловно, уже есть сформировавшийся спрос, в ответ на который рынок дает предложение.

«Есть несколько факторов взрывного роста онлайн-образования в России: стоимость обучения, – говорит Ксения Хизова, руководитель кафедры web-аналитики факультета Интернета в Университете «Синергия». – Для сравнения приведу цифры: семестр обучения очного образования в коммерческом вузе в России стоит от 35 тыс. до 150 тыс. руб. в зависимости от специальности и вуза. Аналогичная специальность в формате онлайн стоит от 13 тыс. до 27 тыс. руб. за семестр. Очевидная выгода в стоимости обучения не единственная причина. Удаленность от Москвы, где на сегодня существуют самые перспективные и популярные образовательные проекты, заставляет жителей регионов искать альтернативу. Поездка ради образования в крупный город достаточно накладна: арена квартиры, проезд, питание, другие расходы. В итоге стоимость одного семестра выливается иногда в космические сумму, и многие просто не готовы платить».

Регуляторные органы в свою очередь стремятся отвечать на вызовы времени. Например, недавно газета «Известия» со ссылкой на представителя Министерства образования и науки России сообщила о новой инициативе, которая позволит вузам засчитывать студентам результаты дистанционного обучения по какому-либо курсу или предмету. Если она найдет законодательное отражение, с юридической точки зрения онлайн-образование уравняют с традиционной очной формой.

Привлечение иностранных слушателей

Помимо очевидных преимуществ для учащихся, новый формат образования открывает широкие перспективы для самих вузов. Отсутствие географических границ позволит на равных конкурировать за слушателей на глобальном рынке образовательных услуг. Западные учреждения уже давно уловили этот тренд, и пока ситуация складывается не в пользу России, которая немного может противопоставить ведущим мировым университетам. Это притом что на сайтах часто в разрозненном виде можно найти россыпи уникальной информации и тщательно выверенных курсов. 

«Такие платформы, как Coursera с 11-миллионной аудиторией, среди которой и российские слушатели; французский портал FUN с бесплатными курсами французских вузов, английский сайт Futurelearn, китайский XuetangX позволяют привлечь иностранных абитуриентов, профессоров и, конечно же, инвестиции», – отмечает Павел Ивченков, юрист компании «Деловой фарватер».

По мере взаимного проникновения дистанционных программ онлайн-образования – зарубежных на рынок России и наоборот – постепенно должно уменьшиться количество низкопробного образования. К сожалению, это наследие 90-х еще повсеместно сохраняется, но открытый доступ к курсам ведущих отечественных и зарубежных вузов резко снизит популярность заведений с сомнительной репутацией. Тем более если законодатели и дальше продолжат работу в направлении закрепления юридического статуса онлайн-образования и таким образом повышения его добавленной стоимости.

Чужие грабли

При государственной поддержке в России создается «Российская национальная платформа открытого образования», и это резко повышает шансы страны быстро развить систему онлайн-образования. Данная платформа позволит дистанционно (читай – заочно) получать разнообразные знания лучших вузов страны – МГУ, НИТУ МИСиС, ВШЭ, МФТИ, ИТМО, УрФУ, СПбГУ, СПбПУ. И очень важно, что это не единственное начинание в своем роде. По случайному совпадению одновременно с запуском платформы начал работу образовательный клуб «Сколково». Один из входящих в его состав стартапов предлагает виртуальные лаборатории, позволяющие дистанционно проводить научные эксперименты.

«В целом начинание правильное, хотя и, мягко говоря, запоздалое, – так Кирилл Бигай, сооснователь сервиса Preply, расценивает запуск образовательной платформы. – Теперь очень важно не наступить на грабли, на которые в Соединенных Штатах наступили еще на рубеже тысячелетий. На волне бума доткомов и бурного распространения интернета появилось огромное количество коммерческих организаций, предлагающих услуги дистанционного обучения через интернет. Поскольку предложение намного превышало спрос (пользователи еще были не готовы массово потреблять интернет-сервисы), вузы начали конкурировать между собой с помощью маркетинговых инструментов, напрочь забыв о самом главном – учебных программах».

Остается надеяться, что предложения вузов будут конкурировать качеством, а не рекламными уловками. Как принято говорить, в России долго запрягают, зато быстро едут.

Комментарии Фейсбук Вконтакте