Управление одухотворенностью

Дата публикации

Студенты программ МВА всегда посвящали много времени изучению рыночных цен. Теперь они изучают еще и духовные ценности.

Бизнес-школы не стараются заставить своих слушателей верить в бога или заниматься в своей компании обращением в свою веру других сотрудников. Однако все чаще они предлагают курсы, в рамках которых рассматриваются вопросы духовности и личностного удовлетворения от работы. Преподаватели стараются донести до слушателей необходимость оставаться верным своей морали вне зависимости от того, является она продуктом религиозных или персональных убеждений. Ведь за время карьеры будет немало случаев, когда им придется преодолевать соблазны и разрешать внутренние противоречия.

Духовность может показаться инородным элементом в общей концепции традиционного бизнес-образования, где многие студенты одержимы идеей поиска позиций с шестизначными зарплатами и бесконечным марафоном трудовых будней. Однако время для создания таких курсов выбрано как нельзя лучше. К примеру, во время предвыборной кампании в США тема "моральных ценностей" была одной из основных, а книги вроде "Жизнь со смыслом" ("The Purpose-Driven Life") становятся бестселлерами. 

"Долгие годы говорить о духовности работников было табу, - говорит Тьэрри Пошан (Thierry Pauchant), руководитель этики менеджмента в HEC Montreal. - Люди страдают, если не могут раскрыть эту чать своей личности и вести более полную жизнь. Исследования показали, что в настоящее время рост продаж антидепрессантов часто связан с неспособностью сотрудников найти смысл в своей жизни и работе". Поэтому на своих занятиях по этике доктор Пошан раскрывает перед студентами экзистенциальные вопросы, касающиеся "свободы личности в своих убеждениях и развития своих глубочайших стремлений на работе".

К созданию курсов по бизнес-этике, на которых часто рассматриваются вопросы морали и религии, школы подтолкнула череда корпоративных скандалов. Религиозные убеждения студентов МВА мадридского Instituto de Empresa, например, становятся очевидными, когда речь заходит о маркетинге медицинского препарата RU-486 - таблеток для прерывания беременности.

Однако курсы, которые имеют отношение непосредственно к духовным ценностям, затрагивают вопросы куда более личного характера. Их цель – развитие самосознания и желания получить работу, которая сможет дать им духовное удовлетворение. "В современном мире работать приходится так много, что, если вы не любите то, что делаете, вы рискуете оказаться в аду", - говорит Шикумар Рао (Srikumar Rao), который преподает в Columbia University Business School курс под названием Creativity and Personal Mastery. - Необходимо, чтобы ваша работа раскрывала ваши ценности и была полезна для общества. Это очень важно, но во многих школах этот вопрос даже не поднимается".

Профессора используют различные инструменты, чтобы подтолкнуть студентов к исследованию духовной стороны своей личности и попытаться соотнести ее со своей профессиональной жизнью. На занятиях курса Creativity and Personal Mastery студенты Columbia раскрывают свою душу в дискуссиях и на страницах личных дневников. Они выполняют дыхательные упражнения и принимают участие в акциях "полного погружения", которые профессор Рао называет "as ifs". Например, они должны относиться к каждому встреченному человеку так, как если бы это был последний день его жизни на земле.

В бизнес-школе Stanford для исследования духовной стороны личности используют литературу. Настоятель католического храма Уильям (Скотти) МакЛеннан (William (Scotty) McLennan) преподает для студентов второго года обучения курс "Мир бизнеса: вопросы морали и духовности в художественной литературе", когда все их мысли заняты их будущим. Слушатели читают "Сидхарту" Германа Гессе, "Великого Гэтсби" Скотта Фицджеральда и "Смерть Ивана Ильича" Льва Толстого, а затем рассказывают о собственных мечтах и неудачах. "Случается, что слушатели дают выход своим эмоциям, иногда мы видим слезы и злость, - говорит преподобный МакЛеннан. - Некоторые по-настоящему переживают трансформацию личности".

Джозеф Холт (Joseph Holt), который в этом семестре преподает "Духовность и религиозность на рабочем месте" в University of Notre Dame, ставит перед студентами задачу на время забыть о престиже и уровне зарплаты, честно спросив себя, отвечает ли их потенциальный работодатель нормам морали и духовности. "У каждой компании есть хорошо сформулированная миссия, - говорит профессор Холт, - поэтому я говорю студентам, что для полной картины им обязательно нужно поговорить с представителем, а лучше всего – с бывшим сотрудником этой компании". 

На занятиях профессора Холта студенты учатся уважительно относиться к своим коллегам, узнают о роли молитвы как инструмента для сочетания работы и веры в жизни человека и о том, почему мобильные телефоны и другие современные технологии могут мешать этому. Хотя Notre Dame принадлежит Римской католической церкви, в курсе учтены точки зрения иудаистов, протестантов и буддистов.

Курсы, где затрагиваются духовные ценности, часто оставляют у студентов очень сильное впечатление. Сридхар Кона (Sreedhar Kona) из Columbia говорит, что занятия профессора Рао повлияли на его взгляды и "посеяли в душе семена духовности". "Я долгое время не мог решить, что в этой жизни может приносить мне настоящую радость, - говорит Кона, который и раньше консультировался у "духовных гуру". - На занятиях мне удалось заглянуть вглубь самого себя. Я вполне ясно представляю, что мешает мне быть счастливым в профессиональном плане. И теперь я смогу решить эти проблемы".

Недавно клуб выпускников Columbia Business School выступил спонсором программы, основанной на занятиях профессора Рао, которая обещает ее участникам "наполнить их жизнь смыслом и заставить их глаза засверкать". Notre Dame тоже разработал курс "Духовность на рабочем месте", предназначенный для старших выпускников МВА. Некоторые из участников говорят, что занятия заряжают их новой энергией.

Выпускнику Notre Dame Дагу Лосу (Doug Lohse) занятия помогли пережить трудные для телекоммуникационных компаний времена. "Ситуация на рынке была тяжелой. Моя мотивация и стремление работать для клиентов ослабли. Мне было непонятно, зачем я продолжаю так много трудиться, - говорит он. - Благодаря курсу мне удалось найти новые ориентиры и мотивацию. Я понял, что получаю удовольствие, если могу улучшить жизнь других людей и честно сказать им, в чем я могу им помочь, а в чем - нет".

Комментарии Фейсбук Вконтакте