Обучение инновациям – залог инновационного развития экономики России

Дата публикации

Подготовка специалистов в сфере управления инновационными и инвестиционными проектами актуальна сегодня как никогда. Как неоднократно подчеркивал Премьер-министр России Владимир Путин, в том числе еще на посту Президента РФ, необходимо обеспечивать инновационное развитие экономики страны. "Надо сделать все, чтобы и сегодня, и в будущем экономический рост приводил к видимым изменениям в жизни людей… Для этого надо создавать условия для опережающего, инновационного развития России", - заявил Владимир Путин в одном своем выступлении.
Инновационное развитие подразумевает, в первую очередь, реализацию различного рода конкретных проектов. Для успеха любого инновационного проекта нужны три обязательные составляющие, а именно: Идея, Деньги и Менеджер. С идеями в России никогда проблем не было. Деньги тоже появились, более того, у вновь созданных государственных и полугосударственных венчурных фондов особенно остро стоит вопрос "куда именно вложить средства?". А вот с третьей категорией, на самом деле, большие сложности. Грамотных управленцев катастрофически не хватает. Ведь, в конечном итоге, управление проектом доверяют конкретному человеку, а не обездушенному документу под названием "бизнес-план". Поэтому, очевидно, подготовка таких специалистов в достаточных количествах крайне актуальна. При этом, безусловно, необходимо соблюдать требования к высокому качеству такой подготовки, к квалификации выпускников различных программ.
На пути подобного обучения все еще есть некоторые затруднения. Основная, на мой взгляд, проблема заключается в непонимании многими работодателями сути инновационной деятельности. Это особый вид деятельности, освоить которую невозможно, не имея практического опыта и определенного набора компетенций. Инновационный или инвестиционный менеджер – это всегда своего рода "бунтарь" – сотрудник, который постоянно пытается убедить руководство в том, что вместо экстенсивного развития необходимо вкладывать средства предприятия в высокорисковые, но вместе с тем потенциально высокодоходные проекты. К счастью, необходимое понимание приходит, и возрастает процент слушателей, направляемых на обучение в рамках корпоративного заказа. Если же говорить о проблемах непосредственно программ подготовки – тот здесь можно отметить отсутствие единых требований к выпускникам подобных программ. Программу можно назвать сколь угодно "красиво", однако это не гарантирует вам, как заказчику, что уровень подготовки выпускника будет соответствовать вашим ожиданиям. Есть надежда, что с появлением Российской ассоциации инновационного развития ситуация изменится. Ведь одной из задач Ассоциации является как раз выработка стандартов подготовки специалистов инновационной сферы. Если говорить о развитии инновационной сферы в целом, тут есть некоторая российская специфика, которая отличает нас от традиционных западных подходов. В первую очередь стоит обратить внимание на инвестиционные ожидания инвестора "там" и у нас. По западным меркам, если норма рентабельности проекта исчисляется десятками процентов годовых – это доходный проект и в него можно и нужно вкладываться. По современным российским меркам – это проект "на грани рентабельности", а по-настоящему интересны проекты, способные генерировать сотни, если не тысячи процентов. Я думаю, это отлично характеризует "положение дел". В связи с этим, крайне актуально для программ подготовки ориентироваться именно на российский опыт, на российскую специфику. Нас, я имею в виду наш факультет, часто спрашивают: "Преподают ли у вас западные тренеры?", "Используете ли иностранные учебники?" и так далее. Безусловно, ориентироваться на западный опыт необходимо, "у них" несколько десятилетий назад складывалась аналогичная ситуация, был всплеск интереса к инновационной сфере. Сегодня необходимо ориентироваться на международное сотрудничество, уделять внимание вопросам глобализации и так далее. Однако мы всегда говорим, что "мы учим зарабатывать деньги в России", и по западным учебникам научить этому маловероятно. В связи с этим хочется в очередной раз подчеркнуть, что преподают у нас люди, имеющие значительный практический опыт, на собственном примере знающие, в чем специфика российского инновационного бизнеса, в чем залог успеха при реализации инновационных проектов. Хотя, не скрою – многие из наших "звездных" преподавателей прошли стажировки в западных компаниях и бизнес-школах, что-то из увиденного "там" помогает им управлять собственным бизнесом, как правило, консалтинговым. Обсуждая подготовку кадров, важно упомянуть такое понятие, как образовательные результаты подготовки. Часто упоминается термин "пакет знаний", однако мы давно не оперируем таким понятием. Сейчас принято говорить о "компетенциях", т.е. не только о знаниях, но также и об умениях и, что самое важное, о навыках. Я берусь утверждать, что наш выпускник способен самостоятельно управлять большими проектами, обосновывать серьезные инвестиционные решения, брать на себя всю полноту ответственности за результат, то есть за успешное достижение поставленных целей, за выполнение проекта, который ему, как менеджеру, передан в управление. Это подтверждается и нашей внутренней статистикой, и наблюдением за карьерой наших выпускников. Мы пропагандируем так называемое "проектное обучение", причем не просто обучение с использованием учебных проектов, а именно работу слушателей над индивидуальными проектами. Слушатель в процессе обучения управляет своим собственным проектом, тему которого он выбирает сам, ориентируясь на собственные, актуальные для него практические задачи. Тем самым, мы получаем возможность формировать именно те компетенции, которые в данный момент необходимы слушателю, и это позволяет нам говорить о том, что выпускники нашей программы МВА "Инновационный и проектный менеджмент" становятся действительно профессионалами в этой сфере.

Комментарии Фейсбук Вконтакте