Обучение для обучающих

Дата публикации

Студенты программ MBA, обучающиеся в Казахстане, со следующего семестра будут изучать финансы по-новому, по крайней мере если они будут обучаться у Гульнары Молдашевой.

''Я планирую более подробно разбирать финансовые отчеты и анализ бухгалтерских балансов, при этом уделяя основное внимание способности создавать движение денежной наличности. Я также добавлю в план занятий больше кейс-стади'', - говорит профессор Молдашева, лектор Международной академии бизнеса в Алма-Ате, бывшей столице Казахстана.

Несколькими часовыми поясами восточнее Talis Laizans директор программы MBA в Riga Business School (Латвия) также добавляет в учебный план больше кейс-стади. Кроме того, он ведет переговоры с представителями местных компаний, чтобы начать совместные проекты в реальном бизнесе с участием студентов школы.

''Такие проекты будут полезны для студентов. Из опыта мы знаем, что теория не всегда оказывается применима на практике. Порой теоретические положения слишком упрощают ситуацию, а иногда и вовсе оказываются бесполезными'', - говорит профессор Talis.

Тем временем в Lancaster University в Великобритании Jason Cope, преподаватель предпринимательства, также разрабатывает новый подход к преподаванию кейсов. Он хочет, чтобы его студенты почувствовали, ''каково быть предпринимателем''.

елают ли они это независимо?

Вовсе нет. Они входят в группу, состоящую из 41 ученого, которые посещают международные курсы преподавателей менеджмента в IEDC Bled School of Management (Imta) в Словении этим летом.

Imta была открыта в 2000 году, чтобы провести один-единственный тренинг для преподавателей экономики из стран Восточной Европы.

Спонсором Imta выступил Open Society Institute, общество, созданное George Soros. Imta собрала молодых преподавателей из Восточной Европы на двухнедельные курсы, которые проводились ведущими преподавателями Европы и США.

''Приехавшие попросили дальнейшего обучения. Второй семинар Imta состоялся в 2001 году. После него потребность в подобных тренингах возросла еще больше'', - говорит Milenko Gudic, директор тренинга.

В результате с 2002 года было решено проводить обучение регулярно в течение трех лет. Фонд Сороса решит дальнейшую судьбу Imta в 2005 году.

''Imta является всеобъемлющей программой. Она покрывает всевозможные аспекты преподавательской деятельности в бизнес-школе'', - говорит профессор Gudic.

''В этом году приехало самое большое количество преподавателей из 17 стран. Кажется, что этот факт сам по себе свидетельствует о признании программы''.

Хотя содержание тренинга за эти несколько лет изменилось, основные принципы не изменились. В первую неделю обучающиеся посещают занятия, посвященные методам и средствам обучения (особенно кейс-стади), последним разработкам в управленческом образовании и администрировании школ. Профессор Gudic особенно гордится тем, что Imta с самого начала подчеркивала роль этики в бизнесе, даже до серии корпоративных скандалов, разразившихся в 2001 году.''Бизнес несет определенную социальную ответственность. Обязанность преподавателей заключается в том, чтобы их студенты осознавали ее'', - говорит он.

На второй неделе обучающиеся прослушивают лекции по интересам - например, стратегии, финансы, операции, руководство, предпринимательство или маркетинг.

Обучающиеся поддерживают слова профессора Gudic.

''В Англии так много внимания уделяется исследованиям; но нас не учат, как учить. Здесь Joe Pons (бывший председатель Iese Business School) разобрал с нами один кейс в первый же день занятий. Я никогда не видел подобного подхода к кейс-стади. Вам хочется учиться. Хочется достичь такого же уровня'', - восторгается господин Cope из Lancaster University.

рофессор Молдашева называет тренинг бесценным. ''Я многое читала о финансах и бухгалтерском деле, но опыт, полученный здесь сильно отличается от того, что я обрела, обучаясь в Европе и Америке'', - говорит она.

Многие были поражены необычайно гибкой структурой курсов. Они были захвачены.

''Зачем я приехал сюда? Здесь очень здорово. Это не вопрос денег. За преподавание здесь мне платят очень мало. Я просто хочу передать следующим поколениям некоторые идеи, которые работали в прошлом'', - говорит Ron Pannesi, заслуженный профессор Kenan-Flagler Business School.

Конечно, не обошлось без критики.

Профессор Pannesi желает видеть больше пересечения дисциплин. При этом он считает, что студенты часто не ясно представляют объекты своего изучения. Он также заметил, что некоторые преподаватели любят просто сидеть и слушать, в то время как другие слишком сильно горят желанием учить.

''Для студентов вуза такие методы пройдут, но с MBA необходимо взаимодействие'', - говорит он.

Профессор Молдашева считает некоторые учебные материалы слишком американизированными. А занятия по проведению исследований показались Арчиду Меликадзе из центра Enterprise Restructuring and Management Assistance, Тбилиси, малоприменимыми на практике.

Тем не менее сам Меликадзе отметил, что лекции об администрировании программ ''были настолько ценны, что они компенсировали все недовольства первой неделей''.

''Если западные материалы не подходят местным практикам, преподаватели могут разрабатывать свои. Это является одной из целей Imta'', - говорит Gudic.

В будущем Imta будет также доступна для большего количества молодых ученых с Запада. Господин Cope, первый обучающийся из Великобритании, с нетерпением ожидает этого изменения.

''Я никогда не слышал о подобных курсах. Это очень ценно. Так много известных профессоров проводят с нами целых две недели - это неслыханное событие'', - говорит он.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте