Образование от «Яндекса» и Mail.Ru Group. Зачем оно нужно и кто там учится

Дата публикации 18.04.2016

Пока одни компании вкладывают миллиарды в корпоративное обучение, другие инвестируют  в обычное образование. Зачем – выяснило издание РБК.

В России образовательные проекты от лидеров рынка с миллиардными доходами пока что редкость, но кто знает, что нас ожидает впереди. Пока же это удел продвинутых высокотехнологичных корпораций.

«Яндекс». Школа гениев IT-мира

Например, «Яндекс» вложил в обучение специалистов для рынка IT порядка 1 млрд рублей. В прошлом году совместно с НИУ ВШЭ крупнейший российский поисковик создал факультет компьютерных наук, а семью годами ранее заработала Школа анализа данных (ШАД), готовящая аналитиков и программистов. Сотни выпускников этого учебного заведения сами выбирали, где работать дальше, и в «Яндексе» в результате остались чуть менее половины. Само собой, кто-то пошел в другие компании – Facebook, Google, Microsoft, а некоторые запустили стартапы. Все дело в репутации «Яндекса»: люди с дипломом ШАД ценятся на рынке труда не меньше, чем успешные специалисты с опытом работы.

Елена Бунина, HR-директор «Яндекса», объяснила РБК, зачем компания спонсирует российское образование вообще, а не просто переучивает уже имеющихся специалистов после найма на работу. По ее словам, людей из других компаний все равно приходится учить заново, это во-первых. А во-вторых, у «Яндекса» таким образом появляется право выбора того или иного работника. И в-третьих, компания сильно выигрывает от популяризаторства образования: на рынке вследствие активности «Яндекса» появляются и другие подобные проекты, а в результате возникают новые и уникальные специалисты, каких раньше не было вообще.

По словам сотрудников компании, число желающих учиться в «Яндексе» только растет. Все кандидаты отбираются в три этапа, в том числе с помощью сложных олимпиадных задач, решить которые удается только единицам. Так, в прошлом году в ШАД было подано около 1 тыс. заявок, из которых до собеседования допустились только 164 человека, а на первый курс в итоге отобрали лишь 128 человек.

Что касается образовательного процесса, то обучение в ШАД длится три дня, и студенты обучаются по вечерам, как в вечерней магистратуре. До финишной прямой – получения диплома – добирается только половина из тех, кто поступил на первый курс. В ШАД нужно действительно учиться: темп очень напряженный, много не только разных работ в классе, но и домашних заданий.

Более масштабные объемы по выпуску специалистов у недавно стартовавшего факультета компьютерных наук, организованного вместе с Высшей школой экономики. Там учат и бакалавров, и магистров. Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, рассказал РБК об организации образовательного процесса на этом факультете. Ведущий российский вуз, как говорит Аржанцев, участвует в формировании бюджета факультета, а крупнейший в Рунете поисковик занимается процессом обучения студентов и проектной работой.

Mail.Ru Group. Подготовка «классических» программистов

Один из гигантов Рунета, Mail.Ru Group, сотрудничает с ведущим техническим университетом – МГТУ им. Н.Э. Баумана. Проект двух лидеров в области IT-образования называется «Технопарк». Ежегодно в нем обучаются порядка 500 специалистов, а оканчивают учебу лишь немногие – около 20–25%. А на работу в Mail.Ru Group из них приходит примерно половина, поведал РБК Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group.

Как говорит Елена Бунина, подходы крупнейших российских компаний к образованию существенно отличаются. Она считает, что Mail.Ru Group готовит программистов, ориентированных на практику – работу в промышленной разработке, а «Яндекс» концентрируется на будущем и инновациях, давая студентам углубленные знания, дополняющие их вузовское образование.

Есть только один пункт, мнения по которому у представителей двух конкурирующих компаний оказались схожими. И Бунина, и Волошин уверены: хороших программистов проще всего получить, если учить их самостоятельно.

По материалам РБК

Комментарии Фейсбук Вконтакте