Образовательные технологии будущего

Дата публикации

Давно признано, что классические модели образования во взрослой аудитории неэффективны. Работающий человек является носителем практического опыта и знаний, и он как никто другой знаком с проблемами современного бизнеса. У него есть свои собственные конкретные проблемы, которые требуют разрешения. Не стоит думать, что он будет пять часов пассивно слушать преподавателя, пусть даже самого умного и талантливого. Российские бизнес-школы внедряют активные формы обучения. Но надо говорить не об одном элементе образовательного процесса, а о целостной технологии обучения. О новых путях развития бизнес-образования мы поговорили с Михаилом Григорьевым, проректором по маркетингу Международного института менеджмента ЛИНК – лидером дистанционного образования в России. Специалисты оценивают уровень образования в российских бизнес-школах ниже западного и отмечают, что пока они не могут обходиться без западной информационной поддержки.
Действительно, ситуация на рынке бизнес-образования подталкивает нас к сотрудничеству с западными партнерами. Но большинство таких альянсов видят свою задачу в простой передаче учебных материалов, как вы и отметили. Реальная польза будет тогда, когда будет передана вся технология обучения, не искажающаяся при переходе на "российские рельсы". Исходя из этого критерия, ЛИНК выбрал Открытый университет Великобритании, мирового лидера дистанционного образования. Он единственный владеет такой образовательной технологией, которая при трансфере не теряет своего качества. Мы создавали ЛИНК как организацию, которая смогла бы эту технологию воспринять и адаптировать к российским условиям.
Мы распространяем программы Открытого университета по всей России уже 17 лет. Доверие к нашей системе контроля настолько велико, что наш партнер не только дает нам право вести программы на русском языке, но и подтверждает успешное окончание обучения своим "родным" дипломом.
В ближайшие годы нас ожидает революция в содержании и методике бизнес-образования. Та технология, которую вы реализуете, впишется ли в новый контекст? Мы первые по многим позициям модернизации образования. В том числе и по выработке компетентностного подхода, в основе которого лежали стандарты MCI, а теперь NOS. Так что та революция, о которой вы говорите, произойдет во многом с подачи ЛИНКа. Особенность нашей методики – это практико-ориентированный подход. Наше лидерство в этой области подтверждается рейтингом журнала "Секрет Фирмы", где ЛИНК занимает первое место по практико-ориентированности. Наши учебники – это не набор дисциплин по менеджменту, маркетингу и т.д. Это проблемно-ориентированный материал, в котором все дисциплины переплетены и представлены в инструментарий по решению конкретных менеджерских задач. Возьмите, к примеру, заголовки учебных блоков из второго курса МВА: "Контроль и сопротивление контролю", "Управление процессом вовлечения персонала и расширение полномочий", "Подготовка к изменениям: контекст и выбор". Мы дополняем это содержание очными занятиями, тьюториалами. Я считаю, это современная вершина развития педагогического процесса. В тьюториале как в методике "зашито" множество активных методов, которые начинают работать одновременно, - это и исследования, и работа с симуляторами, и работа над проектами, и ролевые игры, и разбор реальных профессиональных ситуаций. В итоге студенты, прошедшие через тьюториалы, не будут испытывать шока от окружающей действительности. Они готовы к встрече с проблемами. И все же мы идем дальше. Case-технологии – это искусственная имитация бизнес-проблем. Самое лучшее для студента бизнес-образования – это когда сама жизнь становится актуальным кейсом. Поэтому в ЛИНКе личный опыт учащегося – неотъемлемая часть образовательного процесса. Студент на протяжении всего обучения в письменных работах обращается к своей практике, анализирует ее и дает себе рекомендации по ее совершенствованию. В целом, наша технология – это продуманная система учебных мероприятий, развивающих профессиональные навыки и личностные качества, необходимые менеджерам в работе. Здесь развивается управленческое мышление и навыки самостоятельного обучения, которое ведет к непрерывному образованию в течение всей жизни. Это является залогом успеха современного специалиста, который уже не может надеяться на то, что полученное образование можно будет эксплуатировать всю оставшуюся жизнь.
Революция в бизнес-образовании России не произойдет в ближайшие годы. На данный момент мы единственные, кто вносит конкретные предложения в области андрагогики и результатами доказывает их состоятельность. Мы одни не докажем, что лекционно-семинарская форма обучения – это развитие иждивенческой позиция студента, тогда как бизнес-образование по определению требует самостоятельного поиска ответов.
Студенты ждут от бизнес-школы не только того, что она научит их правильно вести бизнес и решать актуальные проблемы, но и изменит их внутренне. Предлагаете ли вы у себя науку лидерства?
Некоторые бизнес-школы, которые только подходят к активным формам обучения, видят лишь в них возможность воспитания лидерских качеств – это те самые коллективные решения интеллектуальных задач на тьюториалах, о которых я говорил выше. Мы уже делаем шаги за рамки этой технологии, потому что мы знаем: развить в слушателях качества лидеров возможно лишь через испытание себя вне зоны комфортности, вообще в незнакомом контексте. В этом году ЛИНК вводит новый курс по выбору в программе МВА ЛИНК "Стратегия" - "Развивающее управление и закономерности развития организаций". В отличие от других курсов по выбору, "Развивающее управление" изучается не в аудиториях, а ведется по оригинальной уже апробированной технологии "живой параллели" в экстремальных условиях дикой природы. Эта технология предполагает погружение слушателей МВА в чужую культурную среду (как правило, в отдаленные страны с инаковой культурой и деловой средой), где в течение нескольких недель слушатели проводят параллели между развитием своего бизнеса и эволюцией иноязычных сообществ. В прошлом году экспедиция побывала в Камбодже, в этом году отправится в Перу. Эти продуманные, насыщенные событиями исследовательские экспедиции оказываются чрезвычайно полезными слушателям для развития их лидерских качеств. В таких курсах слушатели поднимаются над пониманием развития организаций лишь как "перемен к лучшему", учатся самостоятельно искать объяснения сложным социальным процессам. МВА-программы с такими курсами восходят на уровень философии бизнеса – это уровень мастеров. Кстати, "Развивающее управление…" наши тьюторы планируют дорастить до Executive MBA.
Настоящие лидеры "пишут поперек". Конечно же, они не отказываются от инструментов, но в малознакомых ситуациях находят свои собственные способы решения проблем. Именно этому мы хотим научить наших студентов МВА.

Бытует мнение, что на российскую почву имплантируется старый западный опыт и, обучаясь на этих программах, мы обрекаем себя на запаздывание в пятьдесят лет.

Не могу отвечать за другие бизнес-школы, но мы работаем с профессиональным партнером – Открытым университетом – который постоянно развивает и совершенствует свои программы. Изменения в содержательную и в методическую части вносятся каждые три года. Например, в 2009 году мы и все европейские партнеры Открытого университета переходят на новую программу базового курса программы МВА. Так что по актуализированной программе параллельно будут обучаться и российские, и европейские студенты.
А насколько пригодно западное бизнес-образование в российских условиях?
Было бы ошибочным слепо применять западный опыт. В ЛИНКе мы учим именно понимать опыт успешных западных компаний: через какие подходы и методы они добиваются высокой эффективности. В процессе учебы студенту всякий раз предлагается оценивать их критически через призму собственного опыта и российскую ментальность. Поэтому наше образование, благодаря своей практико-ориентированности, пожалуй, единственное может претендовать на максимальную близость к российской действительности.


Комментарии Фейсбук Вконтакте