Новоиспеченные MBA полны энтузиазма

Дата публикации

Выпускники программ MBA 2003 года не получили возможности обучаться в атмосфере беззаботности и уверенности в будущем, которой наслаждались их предшественники в конце 90-х. Многие студенты этого выпуска поступили в бизнес-школы незадолго до (или после) событий 11 сентября 2001 года, событий, которые усугубили и без того нестабильный рынок труда. К тому же на общую ситуацию сильно повлияли скандалы с Enron, WorldCom и Arthur Andersen.

 
Несмотря на неблагоприятную экономику, MBA не унывают. Исследование 2003 Global MBA Survey, проведенное Graduate Management Admissions Council, в котором приняли участие около 4100 выпускников программ MBA со всего мира, показало, что 67% оценили обучение по программе MBA как выдающееся или отличное. В 2001 году процент таких студентов оказался ниже (60%).

 
В четвертом ежегодном исследовании GMAC приняли участие студенты из 95 бизнес-школ, в том числе Duke, University of Pennsylvania, IESE Business School, London Business School. Его целью была оценка степени удовлетворенности выпускников их обучением в бизнес-школе.

 
Проблемы с работой

 
Трудная ситуация на рынке труда повлияла на выпускников: только 39% не беспокоятся о работе. Оценивая различные аспекты программы MBA, студенты дали наименьший балл центрам занятости. Только 8% опрошенных высоко оценили центры занятости своих школ.

 
В среднем выпускники этого года планируют зарабатывать на 50% больше того, что они зарабатывали до получения степени. Ожидаемая средняя зарплата выпускников американских и европейских бизнес-школ составляет $75000 плюс $10000 стартовых. Выпускники канадских программ MBA в среднем рассчитывают получать $50000.

 
Больше этики

 
Этика попала в центр внимания выпускников 2003 года. Согласно результатам исследования, 78% опрошенных утверждают, что скандалы с корпорациями «создали атмосферу недоверия к крупным компаниям».

 
Только 9% MBA указали на то, что этика имела достаточное место в курсах программ MBA. Оценка этики варьировалась от школы к школе. Больше всего говорят об этике в европейских школах. 56% опрошенных сказали, что во время обучения они посетили специальные лекции по этике, а 51% - прослушали целый курс этики. Только 32% студентов модульных программ MBA дали высокую оценку таким занятиям. В целом 50% выпускников MBA 2003 года заявили, что они будут более критично учитывать этические вопросы при выборе компаний, в которых они хотят работать.

 
Не менее важно, чем финансы

 
Несмотря на то что вопросы этики остро стоят уже более двух лет, школы не торопятся изменять свои программы. "Мы так и не увидели никаких существенных продолжительных перемен, - говорит Дэвид Уилсон (David Wilson), исполнительный директор GMAC. - Если школы решат преподавать этику, то этот предмет должен быть интегрирован во все остальные курсы программы".

 
Некоторые американские бизнес-школы уже учитывают это. 30 мая Columbia Business School открыла Sanford Bernstein & Co. Center for Leadership & Ethics. В этом году школа планирует ввести годичный курс лекций по этике, который будет обязательным для всех студентов MBA. "Всегда были студенты, которые говорили о том, что нам не хватает курса этики, - говорит Рэй Хортон (Ray Horton), председатель совета Columbia Business School. - Мы начали осознавать, что этика не менее важна, чем финансы".

 
Результаты исследования также показали, что школам следует уделять достаточное внимание уровню студентов и преподавателей. 29% опрошенных очень высоко оценили своих одногруппников. "Очень важно, чтобы студент понимал, что рядом с ним сидит человек его уровня или выше, - говорит Уилсон. - В противном случае, кто захочет тратить впустую свои деньги и время?"

 
Долгосрочные перспективы

 
Около половины выпускников этого года хотят использовать степень MBA для того, чтобы изменить свою карьеру. В 2003 году наиболее популярными сферами занятости для MBA были финансы (41%), маркетинг (24%) и стратегия (13%). Всего 2% хотят работать в сфере технологий.

 
Согласно результатам исследования, степень MBA уже не воспринимается как билет в денежное будущее, как это было раньше.

 
Похоже, что обучение позволило молодым MBA хорошо усвоить один урок - учитывать не краткосрочные результаты, а долгосрочные перспективы того, что они делают. Если школы научат своих MBA делать не только деньги, но и добро, то пользу получат все.

 

Mica Schneider

businessweek.com

Комментарии Фейсбук Вконтакте