Новое поколение МВА

Дата публикации

Десять лет назад многие американские бизнес-школы стремились привлечь на должность деканов лидеров бизнеса, а не представителей мира науки. Со временем лишь немногие бизнесмены остались на своем посту. Однако в Boston University Луис Латеф (Louis Lataif), бывший менеджер корпорации Ford, на протяжении вот уже 14 лет руководит школой менеджмента. И это, саркастически замечает он, на 12 лет дольше самых оптимистичных прогнозов, звучавших в момент его назначения.

Преподаватели, вспоминает Латеф, были рады его вступлению в должность, поскольку вместе с ним школа получила одобрение на строительство нового здания. На тот момент это был самый масштабный проект для бизнес-школы. Однако энтузиазм коллектива преподавателей был несколько омрачен решительным настроем нового декана, который в первый же день объявил о пересмотре неправильного, с его точки зрения, содержания учебных программ.

В то время подход к обучению в Boston University был недостаточно разносторонним. Работа над диссертацией делала из слушателей специалистов узкого профиля. Самыми узкоспециализированными, по словам декана, были программы PhD. Такой подход не мог отвечать потребностям как слушателей программ МВА, так и студентов бизнес-программ додипломного образования. "Мы должны развивать у слушателей целостное видение. Проблема образования зачастую упирается в провайдеров", - говорит Латеф.

Зная о его убеждениях в отношении управленческого образования и решительном подходе, многие удивляются, что 66-летний Латеф смог так долго продержаться на посту декана бизнес-школы. Но сегодня его понимание бизнес-образования, считавшееся когда-то радикальным, становится основным направлением развития всей системы.

Действительно, взгляды Латефа не только активно поддерживаются в его собственной школе, но и вызывают интерес со стороны. И интерес этот настолько высок, что в Boston University для представителей других бизнес-школ были запущены программы, содержание которых строится вокруг реформы системы преподавания в учебном заведении. Не так давно в Boston прошла третья конференция для представителей мира академического управления, желающих пойти по пути этой бизнес-школы.

В основе философии Латефа лежит убеждение в том, что бизнес-образование должно быть сплавом искусства, науки и бизнеса, программы должны вести представители различных дисциплин, а здание бизнес-школы и учебные аудитории должны содействовать этим процессам.

"Я действительно верю, что физическое пространство влияет на поведение", - говорит Латеф. Именно поэтому он активно включился в процесс разработки плана нового здания, отвергнув предыдущие варианты дизайна. По мнению Латефа, все помещения в школе должны располагаться друг напротив друга по окружности центрального холла. Преподавателям также не разрешили располагать свои кабинеты по кафедральной принадлежности: все должны работать в общей массе.  

Сегодня, говорит Латеф, многие обсуждают его взгляды и соглашаются с тем, что они по-настоящему эффективны. В то же время лишь немногие применяют их на практике. "Термин "многофункциональный" использовали еще 40 лет назад, когда я был студентом. Но кто занимается этим на деле?" - говорит он.

По мнению Латефа, наиболее успешные генеральные директора получили в свое время научное образование, поэтому их образ мышления отличается от того, как думают менеджеры. Именно этого он и хотел добиться в своей школе. "В бизнес-школах преподаватели мыслят вертикальными понятиями, а ученые – горизонтальными, - говорит он. – Бизнес-школам недостает слишком многого, поэтому они не способны правильно настроить мышление своих слушателей и сделать из них великих лидеров".

Все это привело к созданию принципиально новой программы двойного диплома MBA-MSc, запущенной в школе Boston в 2001 году. Основной акцент был сделан на технологии и менеджмен. "Я уверен, что мы готовим новое поколение профессионалов МВА. То, как работают сегодня, очень отличается от принципов работы 10 лет назад, - считает Латеф. – Если мы сможем подготовить специалистов, способных работать лучше, мы все окажемся в выигрыше".

Именно технологии, по мнению Латефа, помогают нам сегодня добиваться лучших результатов. Опыт в профессиональном управлении укрепил его в мысли, что для менеджера 21-го века понимание технологий является обязательным. "Для лидеров будущего, - говорит он, - понимание технологий должно быть так же обязательно, как для сегодняшних лидеров – понимание финансов и бухгалтерии".

"Если вы не разбираетесь в технологиях, вы не разбираетесь в бизнесе", - гласит один из лозунгов на официальном сайте школы. Преподавателям пришлось потратить много сил, доказывая слушателям, что программа дает им больше, чем просто технические знания, которыми обладает любой средний специалист по компьютерам. "Убедить в этом слушателей было даже труднее, чем рекрутеров", - замечает Латеф. Главная цель программы, продолжает он, заключается в "подготовке первоклассных специалистов в области общего менеджмента".

Многие удивляются, что после 27 лет в корпорации Ford, последние из которых он занимал позицию руководителя европейского подразделения компании, Латеф отказался от карьеры в бизнесе и решил стать деканом. Дело в том, что для него, потомка иммигрантов из Ливана, образование имеет особую ценность. Свой первый диплом он получил в Boston University, после чего получил степень МВА в школе Harvard. "Мне всегда казалось, что нет более благородного занятия, чем формировать образ мышления следующего поколения", - говорит он.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте