Ноты для МВА

Дата публикации

Для отечественных программ, всерьез нагруженных теорией, подбор учебных материалов играет заметную роль. Особенность наших вечерних МВА заключается в том, что студенты напряженно трудятся, поэтому имеют крайне мало времени для самостоятельных занятий. Чтобы получить максимум эффекта от этой работы, бизнес-школа должна серьезно подойти к выбору базового учебника и поработать над качеством дополнительных материалов (ксерокопии статей, примеры, упражнения, "кейсы" и пр.), которые выдаются на руки студентам.

Как правило, ведущие школы могут предложить в дополнение к учебникам эксклюзивные подборки материалов объемом в несколько сотен страниц. Преподаватели формируют их, исходя из задач курса, а потом периодически обновляют. "По всем дисциплинам слушатели нашей программы МВА получают раздаточный материал. Преподавателями института разработаны уникальные авторские комплекты рабочих тетрадей, включающие в себя опорный конспект лекций, схематичный материал, кейсы для анализа и обсуждения задачи и прочее", - говорит начальник отдела маркетинга Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" Татьяна Иванищева.

Многие школы в своей рекламе делают особый акцент на качестве и объеме подобных материалов. Мол, они выверялись годами и столь уникальны, что формируют особое конкурентное преимущество. Например, очень гордятся своими материалами в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ. В Высшей школе международного бизнеса (ВШМБ) АНХ, по свидетельству ведущего специалиста одногодичной программы "МВА: профессиональная специализация" Таибат Айгумовой, объем дополнительных материалов составляет около 4000 листов в год. "Это приблизительно 60% от общего объема литературы по программе", - говорит она. В МИРБИС, по словам Татьяны Иванищевой, эта цифра доходит до 65%.

Студенты Международного института менеджмента "ЛИНК", обучающиеся по программе МВА британского Открытого университета (Open University), на каждый полугодовой курс получают в собственность комплект учебных материалов в объеме 800-1500 страниц плюс несколько компакт-дисков, а на некоторых курсах - еще аудио- и видеоматериалы. "До 80% - это интерактивные учебники. Так, все студенты программы МВА получают справочник MBA Handbook. Study skills for managers. На специализированных курсах используют еще и монографии, например, книгу Роберта Гранта Contemporary Strategy Analysis для курса "Стратегия"", - говорит начальник Отдела маркетинга "ЛИНК" Виктор Орехов. Кроме того, студенты ЛИНК имеют доступ к пособиям и конференциям на учебных сайтах.

Школы настойчиво рекомендуют выпускникам сохранять учебные материалы, чтобы было по чему потом освежать знания. Иногда ситуации, описанные в "кейсах", дают хорошую почву для принятия решений по встающим перед студентами в реальной жизни проблемами. Примеров можно привести массу.

Итак, до сих пор качество программы во многом определяется объемом и подбором пакета учебных материалов. Правда, ситуация начала меняться. Сейчас вышло такое количество переводных учебников, что необходимость и дальше тратить столько сил на создание собственных отпадает. Ассортимент выпускаемых изданий позволяет в основном решить задачи по самостоятельной подготовке в рамках любого курса программы. Особенно если учесть, что большинство западных пособий имеют комплексную структуру, включающую мини-кейсы, упражнения, примеры и пр.

При этом большинство школ не собираются совсем отказываться от материалов собственного производства. Хотя бы потому, что они учитывают российскую специфику, которая пока остается за бортом 95% переводных трудов. Кроме того, она позволяет приблизить теорию, изложенную в переводных изданиях, которые в массе своей написаны не вчера, к стремительно меняющейся бизнес-действительности: заниматься на жизненных примерах гораздо интереснее как преподавателям, так и слушателям.

Названия базовых учебников не особо афишируются (к примеру, вы не найдете их на сайтах школ). В основном бизнес-школы используют проверенные западные учебники, выдержавшие на родине несколько переизданий. Правда, у них есть свои минусы: иногда к моменту выхода на русском они уже слегка устаревают, да и качество переводов в ряде случаев "хромает". Российские учебники тоже используются, но пока на вторых ролях. Это понятно: в теории бизнес-администрирования наша страна пока не очень сильна. Хотя есть авторы, которых бизнес-школы уважают (например, признанный теоретик и практик управления персоналом Станислав Шекшня).

Нередко преподаватели пользуются ксерокопиями "кейсов" из различных учебников, в дополнение к основному. По свидетельству многих профессоров, именно подбор "кейсов" для курса является основной проблемой. При этом не все школы соблюдают установленные нормы (к примеру, в США допускается бесплатно копировать не более 10% любого издания). Единственный легальный выход - закупка "кейсов" Гарвардской бизнес-школы, признанного поставщика такого рода материалов для всех учебных заведений мира.

В случае с совместными программами выбор учебников продиктован требованиями вуза-партнера, выдающего диплом. "Мы должны пользоваться теми же базовыми учебниками, что и наши американские партнеры в California State University Hayward, - отмечает старший научный сотрудник Института бизнеса и экономики (ИБЭ) Светлана Авруцкая. - Каждый наш студент изучает 22 предмета, соответственно, столько же и основных учебников. По некоторым дисциплинам используется несколько дополнительных изданий". Та же ситуация наблюдается и в Университете "ТУРО". Большинство задействованных здесь учебников датированы максимум 2000 годом. В частности, книги Kenneth C. Laudon/Jane P. Laudon. Management Information Systems: organization and technology in the networked enterprise; J.Paul Peter/James H. Donnelly Jr, A Preface to Marketing Management и другие.

Если используется большое количество дорогих западных учебников, как правило, школы создают собственную компактную библиотеку. Так сделали в ИБЭ, хорошей библиотекой располагает Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН), которая имеет совместную программу МВА с Кингстонским университетом (Kingston University, Великобритания). В учебно-методическом кабинете ВШМБ собрано порядка 50 наименований учебников, причем в достаточном количестве. Как правило, библиотеки постоянно обновляются: устаревшие издания изымают, взамен закупаются новые.

Так что фраза в объявлениях о приеме "Слушатели обеспечиваются базовыми учебниками и материалами, специальной литературой" имеет под собой реальную почву.

Выбирая бизнес-школу, обязательно обратите внимание на качество предлагаемых учебных материалов. А его характеристикой, как считают в ВШМБ, может служить соответствие содержащейся в них информации современным требованиям и возможность ее применения на практике.
Мы надеемся, что вы сделаете выбор, о котором впоследствии не пожалеете.

Как оценить учебные материалы при выборе бизнес-школы?

1. Получите полный список используемых школой базовых учебников по основным курсам.
2. Полистайте эти книги (в магазине, библиотеке), постарайтесь составить представление о качестве, актуальности, полноте изложения материала.
3. Попробуйте определить, в какой мере они отражают современное состояние науки и практики по данной дисциплине.
4. Удостоверьтесь в качественности исполнения схем, графиков, слайдов и пр.
5. Проанализируйте, насколько она корреспондирует с базовым учебником, монографией и периодическими изданиями.

Основные учебники, применяемые на программах МВА в российских бизнес-школах

- Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М., "Бизнес-книга", 1995.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. Пер. с англ. СПб, "Питер", 1998.
- Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. Краткий курс. Пер. с англ. М., "Альпина", 2000.
- Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Пер. с англ. М., "Дело", 1992.
- Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М., "ИНФРА-М", 1999.
- Деньги, кредит, банки. Учебник под ред. О. И. Лаврушина. М., "Финансы и статистика", 1998.
- Бусыгин А.В. Предпринимательство. Осн. курс. Учебник для вузов. М., "ИНФРА-М", 1997.

Комментарии Фейсбук Вконтакте