Ноги в руки

Дата публикации

Доходность этого бизнеса курьерских компаниц очень высока, а расходных статей по большому счету всего три.

 

Когда произносят словосочетание "курьерская служба", в памяти всплывает, как правило, какой-нибудь трагикомический неудачник- герой культового советского фильма "Курьер", или Том Хэнкс в роли Робинзона в фильме "Изгой", или, на худой конец, международный герой рекламы и комиксов – курьер, доставляющий пиццу. Между тем курьерский бизнес вполне может быть источником стабильного дохода.

 

На первый взгляд ничего сложного в нем быть не может- никаких мудреных бизнес-процессов, инновационных технологий и прочего. Всю схему можно описать двумя словами: привез-отвез. Если не нацеливаться на масштабы и качество услуг гигантов вроде DHL или UPS, то для курьерской службы нужен штат надежных и исполнительных курьеров, диспетчерская служба, пара энергичных менеджеров – и все. Однако и здесь есть свои подводные камни.

 

Скороходы

 

Сегодня в России можно воспользоваться услугами самых разнообразных курьерских компаний. Среди них – транснациональные (FedEx, DHL, TNT, UPS), российские компании федерального уровня и локальные операторы, действующие только в одном городе (регионе). Разброс цен на их услуги может различаться в несколько раз.

 

Основная доля заказчиков в курьерских службах – это юридические лица: 90% из числа западных компаний и примерно 60% – из российских. Ключевые b2b-направления – это доставка документов, бандеролей, печатной продукции. Отдельные направления, ориентированные в основном на физических лиц,- доставка цветов и товаров из интернет-магазинов.

 

Согласно данным компании SpyLOG, 48% сетевых магазинов, имея собственную службу доставки, регулярно пользуются услугами специализированных компаний.

 

Некоторые компании работают в специализированных узких нишах или же обслуживают одного-двух крупных заказчиков. Так, курьерская компания "Скороход" сотрудничает с ведущим российским холдингом в интернет-торговле eHouse, в который входит больше 20 интернет-магазинов. Компания "Интер-почта" развозит прессу в московские офисы.

 

Как ни удивительно, занять подобную нишу можно и сейчас: если судить по отзывам предпринимателей, владельцев интернет-магазинов, проблема доставки – это зачастую проблема номер один. И они были бы рады поручить эту "зону ответственности" внешнему подрядчику. Точно такая же проблема – у компаний, занимающихся доставкой обедов в офис, пиццы, суши и прочего. Однако, по словам предпринимателей, они не могут найти подходящего подрядчика, которому можно было бы это доверить.

 

Проездной билет

 

Насколько выгоден этот бизнес? Средний счет за несрочную доставку по Москве в столичных компаниях – 170–250 руб. за письмо и около 300-400 руб. за посылку или бандероль весом до 1 кг. В случае срочного заказа (несколько часов) или же при доставке груза свыше 1 кг цена подскакивает вдвое-втрое.

 

В итоге доставка посылки весом 5-10 кг в течение четырех часов может стоить 600-700 руб. Пересчитываем это на количество заказов в день, которых в раскрученных компаниях только на доставку писем бывает несколько десятков,- и получаем неплохой дневной доход. Маржинальность этого бизнеса очень высока, ведь расходных статей по большому счету всего три: зарплата сотрудников, офис и реклама.

 

Еще один очевидный плюс этого бизнеса – простота организации. Для стартапа потребуются всего лишь диспетчеры на телефоне, несколько курьеров, менеджер проекта. Положительный момент, который также важен на первоначальном этапе работы,- невысокие требования к курьерам, ведь развозить корреспонденцию может человек без всякой квалификации. Причем курьеров на фирме большинство – отсюда и небольшой фонд заработной платы.

 

Кроме этого, потребуется скромный офис с проведенными линиями интернета и телефонией. Дополнительная расходная часть – оплата проезда и связи курьерам. Впрочем, поскольку работу курьером выбирают в основном студенты и пенсионеры, проезд у них и так льготный. Только вот на сотовую связь придется раскошелиться. В большинстве компаний работает инструкция, по которой курьер обязан, выезжая с заказом, иметь с собой сотовый телефон.

 

В том случае, если планируется доставка тяжелых грузов (тяжелее, чем документы, книги или CD), то для начала потребуется пара собственных автомобилей. В крупных компаниях количество автомобилей исчисляется десятками, а кое-где и сотнями. Так, российский автопарк корпорации DHL насчитывает несколько сотен автомобилей.

 

Копать глубже

 

Безусловно, молодой компании конкурировать с теми, у кого наработаны репутация и клиентская база, сложно. Поэтому имеет смысл изначально искать собственную, уникальную нишу.

 

Перспективная и устойчивая бизнес-модель – предложить услуги нескольким крупным заказчикам и заключить с ними договор на постоянное обслуживание.

 

Большинство курьерских служб заканчивают свою работу в восемь вечера, поэтому стоит попробовать работать в неурочное время. Можно предложить свои услуги активно развивающемуся night-бизнесу: круглосуточным службам доставки пиццы, суши, гриля и проч. По разным оценкам, в столице как минимум 100 тыс. человек ведут устойчиво "совиный" образ жизни и, соответственно, нуждаются в услугах ночных служб доставки.

 

Кроме того, можно максимально расширить список услуг. Курьерам вполне по силам не только развозить корреспонденцию, документы, но и заниматься раздачей листовок, рекламы, расклейкой афиш и объявлений и проч.

 

При креативном бизнес-подходе можно пойти еще дальше. Например, курьерская компания из Мурманска предложила услугу по доставке материалов на анализы в поликлинику. Логика проста: те, у кого нет времени или возможностей отнести баночку в поликлинику, найдут возможность оплатить услуги курьера. Заказчики у подобной услуги нашлись – в основном родители с маленькими детьми, беременные женщины, пожилые люди. Успешный этот опыт, кстати, уже подхватили и предприниматели других городов России.

 

Верхом на мопеде

 

Главная проблема курьерской службы – это, конечно, персонал. Курьер – работа низкооплачиваемая и требующая относительной физической выносливости. В большинстве российских курьерских компаний потолок заработка ограничивается $300-350. Поэтому ротация кадров в этом бизнесе довольно высока.

 

Студенты, коих большинство среди курьеров, не рассматривают эту работу как перспективную и не особо стараются соблюдать требования к сотруднику и инструкции. К тому же, большинство из них в силу юного возраста необязательны. А иногда и хуже: многие интернет-магазины сталкивались с тем, что курьер мог исчезнуть вместе с полученными деньгами. С людьми старшего возраста подобных проблем меньше, но очевидно, что они менее мобильны, а именно на мобильность уже делается и будет делаться основная ставка в ближайшем будущем.

 

Если компания собирается заниматься срочной автодоставкой, ей придется столкнуться с главной московской напастью – пробками, которые ежедневно парализуют движение в столице. Совсем скоро, возможно, нам придется использовать опыт западных курьерских служб и компаний по доставке пиццы, сотрудники которых отправляются в рейс, сидя на скутере или мопеде.

 

Петр Супонев

b-online.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте