Harvard Business School. Финал? Новая глава! (Размышления выпускника)

Дата публикации

Ну вот и все: 18 месяцев занятий, более 700 изученных кейсов, два фургона йогурта - и степень МВА получена. Пора покинуть роскошно обставленный кампус Harvard Business School, где двери распахиваются при легком прикосновении – и  вы попадаете в мир, населенный блестящими финансистами и бизнес-стратегами. Посмотрим, помогут ли все эти матрицы, которые я так старательно записывал в блокнот, внести ясность в хаотичный мир бизнеса. Или иррациональное снова возобладает?

Близкое окончание курса наталкивает на размышления о том, что же заставило меня пойти в бизнес-школу. Наверное, я хотел узнать побольше о бизнесе. Стоп! Это покажется странным, но, по-моему, далеко не все приходят сюда учиться бизнесу. Многие приезжают потому, что так принято среди людей их круга. Потом получают штамп "МВА", возвращаются к своей работе - и не более того.

Может быть, я хотел узнать, как мыслят деловые люди? Снова стоп. Это, конечно, можно почерпнуть из занятий, но куда больше – из выступлений именитых гостей и личных бесед с однокашниками.  Все тянутся к заветному "успеху", но здесь понимаешь, что "успешных" от "неуспешных" может отличать что угодно: личные качества, аналитические способности - а то и банальное везение.

И все-таки где-то между "успехом" и "не-успехом" спрятан ряд навыков, которые любой может использовать себе на пользу – вот поэтому и нужны бизнес-школы. Составить список личных приоритетов и не отступать от него, научиться продвигать бренд под названием "вы" или  освоить применение карты сбалансированных показателей к вашему бизнесу – диапазон этих навыков широк.

Кроме того, я хотел на время сменить работу и устроился репортером в газету, чтобы освоить что-то новое. Это оказалось сложнее, чем я думал.

Большинство компаний, традиционно набирающих персонал из выпускников бизнес-школ, хотят, конечно, кандидатов с опытом работы в банке или консалтинговой фирме, которых можно посадить в офис, набитый другими МВА, и все сразу срастется. А если им предлагают кого-нибудь прямо из университета, да еще и без предпринимательского опыта (2 недели продажи рекламы для автомобильного журнала не в счет), они и не знают, на что тут смотреть.

Поэтому мне пришлось приложить некоторые усилия при поиске работы. Иногда я отчаивался и злился. В своих самых страшных снах я не мог представить, что когда-то буду жалеть об отсутствии консалтингового опыта. Но впервые в жизни пришлось призадуматься, чем я в принципе  могу понравиться работодателю.

Такие мысли, конечно, бывают только на пользу. В самом деле, только посмотрев на список выпускников Гарварда, можно уже поднять себе настроение, а заодно найти поддержку и пару хороших идей. Но ждать "работы своей мечты", глядя, как твоих однокашников одного за другим уносят ввысь гиганты современного капитализма, порой невыносимо.

Что беспокоит всех, кто собирается уезжать из школы, – так это судьба гигантской кипы бумаг, собранных за два года обучения. Некоторые мечтают развести большой костер. Более усидчивые подшили свои листки в "Дневники обучения". Я, пожалуй, потаскаю их с собой пару лет, пока не надоест. Но вопрос "Что делать с бумагами?" наталкивает на более глубокую мысль: "Что же я отсюда увезу?". И если увезу – то в бумагах или в голове?

Программу Harvard MBA чаще всего критикуют за недостаточный объем практических навыков. Пока студенты Уортона проводят ночи над таблицами, в Гарварде увлечены высокими материями стратегий и общего менеджмента. Мы дегустируем кейсы, как вино, – делаем маленький глоток, оцениваем танины и фруктовые оттенки... А неплохо бы для начала научиться сажать виноград.

Хотя, может, и в таком подходе есть своя правда. То, что в Гарварде на каждом занятии разбираются кейсы, позволяет вам почувствовать себя в самых разнообразных бизнес-ситуациях. Цель обучения здесь – не отработать конкретные навыки, которые могут и не понадобиться в будущем, а скорее развить интуицию, вкус к бизнесу на всю оставшуюся жизнь. На первый взгляд кажется, что это не нужно ни студенту, ни работодателю. Но, если подумать, через некоторое время это еще как окупится.

Лично я так и не научился открывать файл Excel с таким счастьем и восторгом, как некоторые мои одногруппники. Но теперь хоть не делается страшно при виде компьютера. Если вы придете ко мне через пару недель и спросите что-нибудь про кредиты, дебиты и капитализированные расходы, я не гарантирую, что мой ответ будет отскакивать от зубов. Но я знаю наверняка, что впредь буду воспринимать рациональный подход к бизнес-решениям гораздо серьезнее, чем до школы.

Здесь я усвоил, что язык делового общения, над которым все так смеются, – результат серьезнейших попыток сформулировать и решить реальные проблемы. Теперь я могу без смеха сказать, что "поднакачать бизнес, чтобы выжать побольше прибыли", может оказаться рискованной затеей.  Стоило ли это моих времени и денег? Надеюсь…

Что касается вопроса о том, в чем секрет хорошего бизнеса, Гарвард научил меня особому чутью. Удачный бизнес – как настоящая любовь: нельзя объяснить, но если почувствуешь – поймешь. 

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте