Стальные нервы становятся необходимым орудием бизнес-школ. За последние несколько лет бизнес-школам пришлось пережить серию потрясений

Дата публикации

Атипичная пневмония, 11 сентября, ограничения по выдаче виз в США, экономический спад и последовавшее за ним снижение возможностей трудоустройства на традиционные для выпускников МВА позиции в сферах банковского дела и консалтинга - все эти события пошатнули систему бизнес-образования, особенно в США.

И на курсы для руководителей (Executive education), основной хлеб бизнес-школ, пришелся самый сильный удар. Эти краткосрочные курсы обеспечивают школам так необходимые сегодня финансовые поступления, используемые в том числе для развития современных идей, инновационных практик, которые позже могут стать частью программ дневного обучения, ведущих к получению степени. 

В то время, когда программы "под заказ" (custom programmes) - программы, разработанные специально для определенной компании по ее просьбе, - все еще держатся на плаву, открытые программы (open enrollment programmes), похоже, страдают больше всех.

Проведение таких программ требует больших финансовых и трудовых резервов. Время для преподавателей и место проведения программы должны планироваться заранее. Если школа объявляет о проведении трехдневной программы и получает 22 заявления об участии, это означает большую удачу. Но если тот же самый курс привлечет только 10 участников, потери огромны. Если приходится отменять программу, на которую уже подали заявления несколько участников, велика вероятность того, что они не станут подавать заявления на другие программы этой школы.

Кроме того, отмены программ не радуют и преподавателей, которые теряют учебное время, возможности для проведения своих исследований и, возможно, дополнительные заработки. У бизнес-школ нет хрустальных шаров для предсказания будущего, поэтому планировать программы формата executive необычайно сложно, ведь никто не знает, что будет завтра.

Йэн Харди (Ian Hardie), помощник декана по программам executive education при London Business School, признает, что здесь нет никаких гарантий. Одна из проблем, говорит он, что некоторые клиенты отказываются от идеи участия в программе еще до того, как они зарезервируют себе место. Чтобы понять, что вы планируете запустить правильную программу в правильное время, требуется больше искусства, чем науки. "Во-первых, вам необходимо ясное видение своей школы, четкое понимание ее сильных сторон, своих сильных сторон, своих обязанностей и того, какого рода программы ваша школа делает лучше всего. Вам также необходимо смотреть в будущее и хорошо знать сегодняшние тенденции на рынке. И третье, необходимо быть хорошо осведомленным о научной работе вашего преподавательского состава, поскольку именно с этого нужно начинать формирование спроса".

Кроме того, ваша организация должна быть достаточно подвижна, чтобы вы могли отследить, какие программы работают хорошо, а также тщательно проанализировать те, которые не дают отдачи. "Вам нужно знать, каким должно быть ваше портфолио, придает ли веса вашему портфолио конкретная программа, имеет ли она стратегическое значение".

На самом деле, за последние несколько месяцев портфолио программ формата executive во многих школах подверглись последовательному и тщательному исследованию. В школе Ashridge, к примеру, декан Кай Питерс (Kai Peters) принял довольно радикальное решение - сократить 20% открытых программ по результатам анализа их успешной работы. Один из крупнейших в США провайдеров образовательных курсов формата executive Darden Graduate School of Business at the University of Virginia также пересматривает всю систему своих программ. В этом году школа провела 35 оригинальных открытых программ, "что для нас достаточно много", говорит Брандт Аллен (Brandt Allen), помощник декана по executive-образованию. Он добавляет, что в следующем году школа учтет рыночные условия и сократит количество предлагаемых программ. "Мы хотим уделить больше внимания тем программам, которые идут хорошо, и отказаться от менее успешных проектов", - заявил профессор Аллен.  

Бизнес-школы все чаще приходят к выводу, что найти прямую зависимость между популярностью программ и другими объективными факторами не так-то просто. В то время как одни краткосрочные программы и сложные 10-дневные курсы привлекают слишком большое количество желающих, другие не могут набрать даже минимум аппликантов.

"Все довольно запутанно, - признается профессор Аллен. - Похоже, что некоторые программы просто не способны завоевать рынок. Кажется, здесь нет никакой системы, но общее количество открытых программ сокращается".

Бизнес-школа Ashridge, так же как LBS и Darden, следит за своим портфолио. Необходимо, чтобы содержание отдельных курсов соотносилось с полноценными программами класса custom, определенным образом дополняя их. В ответ на снижение темпов рынка University of Michigan Business School прошлой осенью объявил о реструктуризации своей системы executive education. Ранее присоединяемые к традиционным дисциплинам, теперь программы executive education проводятся на базе культурных и образовательных центров - например, Индийского центра, центра общего менеджмента и центра бережливого производства.

"Нам требовалась новая стратегия и новые решения. Я считаю, что новый подход со многими центрами и сотрудничеством между этими центрами предлагает нашим клиентам гораздо больше решений", - говорит Рон Бендерски (Ron Bendersky), директор программ UMBS executive education. Ранее школа всегда старалась ориентироваться прежде всего на клиентов. Теперь же стало очевидно, что необходимо использовать инновации, а стандартный подход к рыночным условиям устарел.

Бизнес-школа Darden также берет курс на активный подход. Профессор Аллен собирается начать кампанию массированного обзвона. В течение нескольких недель он планирует связаться по телефону с 300 компаниями и поговорить с теми людьми, которые посылают руководителей для прохождения обучения на курсах бизнес-образования. Школа также принимает на работу консультанта, который будет следить за отношением клиентов к работе школы.

Школы не могут себе позволить быть слишком услужливыми, но поскольку спрос начинает расти, им приходится очень много работать, чтобы привлечь больше клиентов.

К несчастью для бизнес-школ, волшебной формулы для предсказания развития рыночных условий, имеющих отношение к успеху или провалу открытых программ, просто не существует. Единственной доктриной успеха, по всей видимости, можно считать лишь способность оставаться гибкими и ориентированными на клиента. И еще, в условиях нестабильности могут очень пригодиться хорошие, а еще лучше - железные нервы.  

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте