Некоммерческие организации все более популярны среди выпускников MBA

Дата публикации

Некоммерческие организации зачастую становятся первым местом работы новоиспеченных обладателей MBA.

 

По словам Стэнли Омозы (Stanley Omosa), в своем выборе он "следовал обычной модели, но с точностью до наоборот". Стэнли родом из Кении, он только что закончил Гарвардскую бизнес школу - но пошел работать не в банк и не в консалтинговую фирму, а в небольшую некоммерческую организацию, расположенную прямо напротив Южной Станции [South Station, один из основных транспортных узлов в г. Бостон, штат Массачусетс - прим. пер.].

 

Сама некоммерческая организация, "Инициатива в пользу конкурентоспособного центра города" (Initiative for a Competitive Inner City, далее ICIC), тоже следует обычной модели с точностью до наоборот. Ее основал профессор Гарвардской бизнес-школы Майкл Портер (Michael Porter) -  "самый влиятельный бизнес-мыслитель мира"  по данным опроса компании Accenture 2002 года. Цель ICIC - помогать сообществам людей, оказавшихся в невыгодной ситуации, достичь успеха путем использования "конкурентного потенциала старых центров городов".

 

Не правда ли, здесь мы как будто видим применение известного всем выпускникам бизнес-школ метода "искать решение, исходя из особенностей рынка" (market-based solution). И это действительно так - Портер основал ICIC в 1994 году по просьбе администрации Вельда [Уильям Вельд, William F. Weld, республиканец, губернатор штата Массачусетс в 1991-1997 годах - прим. пер.], которой потребовалась специальная организация для разработки конкурентоспособной стратегии экономического развития своего штата. Задачей Портера было доказать, что его экономические теории заработают и в отсталых городских кварталах Бостона, и он сумел это сделать, найдя четыре конкурентных преимущества, свойственных такому типу сообществ: стратегическое географическое положение, местный спрос, возможности роста посредством интеграции с экономикой региона и доступность рабочей силы. 33 сотрудника компании ICIC посвящают все свое рабочее время эксплуатации этих преимуществ.

 

В такую вот компанию и попал Омоза. Он решил проработать год в ICIC потому, что "хотел получить опыт работы по обе стороны - и в коммерческих фирмах, и в некоммерческих организациях".

 

Эту работу он нашел с помощью программы ''Service Leadership Fellows'', в рамках которой Гарвардская бизнес-школа пропагандирует среди своих недавних выпускников достоинства труда в некоммерческих организациях и на государственной службе, одновременно помогая им финансово - именно, выпускник, получивший некоммерческую или общественную работу в рамках этой программы, получает компенсацию разницы между его реальной заработной платой и средней заработной платой выпускника Гарварда, нашедшего работу в какой-либо коммерческой компании. В обычном случае в рамках этой программы новоиспеченный выпускник может получить около $40000 в год, что, вместе с его реальной зарплатой, составит около $80000 в год - а это средняя зарплата выпускника ГБШ в первый год после выпуска. В прошлом году в рамках этой программы распределялось девять стипендий, а претендовали на них шестьдесят выпускников.

 

Другие бизнес-школы также имеют программы поддержки своих выпускников, идущих работать в некоммерческие организации. Так, в Школе управления им. Аммоса Така (Tuck school of Management) при Дартмутском колледже уже пять лет существует курс управления для некоммерческих организаций, его преподает профессор Джон Фогель (John Vogel). Особое внимание некоммерческим организациям и методам работы в них уделяют также бизнес-школы Стэнфорда и Йеля.

 

Не отстают и консалтинговые фирмы. Компании "Boston Consulting Group" и "PriceWaterhouseCoopers" тесно работают с вышеупомянутой ICIC, а знаменитый Том Тирни (Tom Tierney), бывший генеральный директор по управлению в компании Bain & Co., в 1999 году основал компанию Bridgespan Group, "дочку" компании Bain, занимающуюся специально консалтингом для некоммерческих организаций.

 

Да и сами некоммерческие организации стремятся ковать железо, пока горячо, и спешат брать на работу выпускников бизнес-школ. Анна Хабиби (Anne Habiby), заместитель исполнительного директора ICIC, рассказала, что следит за рынком труда самым тщательным образом.

 

"Еще два года назад нанять недавнего выпускника бизнес-школы со степенью MBA было невозможно", говорит г-жа Хабиби. "Нам приходилось конкурировать со стартовыми зарплатами в $150000 и более, которые эти выпускники могли получить в банках или консалтинговых агентствах. Но вы сами понимаете - экономика не стоит на месте, все меняется. Так что сейчас у нас весьма неплохие шансы набрать в свои ряды выпускников хороших бизнес-школ".

 

По словам г-жи Хабиби, сложнее всего привлечь самых "свежих" выпускников, потому что сразу после окончания у них обычно большие долги (двухгодичное обучение в престижной бизнес-школе может стоить до $120000).

 

Но рынок труда сейчас далеко не на подъеме, так что даже те обладатели степени MBA,  у кого имеются самые блестящие шансы найти работу в корпорациях, рассматривают работу в некоммерческих организациях как вполне привлекательную возможность. Г-жа Хабиби отмечает, что чаще всего ей удается нанять тех обладателей MBA, со времен выпуска которых прошло около пяти лет и которые сидят на скучной и тяжелой работе.

 

Если верить г-же Хабиби, обладатели MBA часто обнаруживают, что работа в некоммерческих организациях может принести им немалую пользу.

 

"Одно из преимуществ некоммерческих организаций состоит в том, что их сотрудники впитали в себя то, что я называю "ментальностью политической кампании", говорит она. "Когда некоммерческая организация запускает какую-либо кампанию, это обычно кампания очень четкая, с совершенно ясными целями, построенная таким образом, чтобы принести конечный результат - то есть, чаще всего, заставить принять новые законы или изменить существующее законодательство".

 

"Вот этот-то подход, эту ментальность и пытаются сейчас примерить на себя самые различные коммерческие корпорации", добавляет г-жа Хабиби, приводя в качестве примера некоммерческую организацию CityYear, успех которой - предмет зависти многих фирм.

 

И, как напомнил нам Стэнли Омоза, в конечном итоге обладатели степени MBA оказываются именно в некоммерческих организациях - но обычно это происходит в конце их карьеры, когда они занимают должности в попечительских советах и советах директоров, когда у них появляется время на общественную работу. Действительно, это не новость - многие ведущие бизнесмены на поздних стадиях карьеры посвящают 30-40% своего времени работе с различными правительственными и общественными организациями.

 

Новость заключается в другом - в том, что, как сказал Омоза, обычной модели теперь следуют с точностью до наоборот, и новоиспеченные обладатели степени MBA начинают, а не заканчивают свою карьеру в некоммерческом секторе.

 

D.C.Denison

boston.com

Комментарии Фейсбук Вконтакте