Без потерь не обойтись

Дата публикации 16.01.2009

До недавнего времени компания Enterprise Rent-A-Car гордилась тем, что за 51-летнюю историю не уволила ни одного американского работника. Даже после событий 11 сентября 2001 года, когда конкуренты сокращали парк автомобилей и закрывали филиалы, Enterprise продолжала принимать новых сотрудников на работу.

Однако осенью 2008 года крупнейшее в США агентство аренды автомобилей сообщило, что уволит 1000 из 75000 работников. "Происходит беспрецедентное падение спроса", - говорит Патрик Фаррелл, вице-президент компании Enterprise по корпоративной ответственности.

Углубляющийся экономический спад ведет к увольнениям в компаниях с давней историей, которые обходились без сокращения рабочих мест в предыдущие экономические кризисы. Но сейчас отрасли экономики, в которых работают некоторые из таких компаний, оказались в числе наиболее пострадавших. По данным бюро трудовой статистики США, занятость в секторе аренды автомобилей в октябре 2008 года сократилась на 3,3% по сравнению с предыдущим годом. В результате падения продаж первые увольнения за девять лет в ноябре было вынуждено провести и казино Little River.

Были уволены 100 из 950 его штатных сотрудников. В декабре 2008 года подобное решение приняла и компания - производитель автомобильных запчастей Gentex.

Без эмоций

Некоторые специалисты в области занятости говорят, что подобные увольнения показывают, что сокращения рабочих мест уже не являются для работодателей таким позором, как три десятилетия назад. Они говорят, что компаниям легче уволить сотрудников, когда конкуренты и прочие работодатели делают то же самое.

"Компании реагируют на подобные вещи так, как считают необходимым, - говорит Питер Каппелли, директор кадрового центра при школе бизнеса Уортона Пенсильванского университета. - Они смотрят, что делают конкуренты, и слушают, что говорят им инвесторы".

Чем более распространенными становятся сокращения штатов, тем легче работодателям принять решение об увольнениях, говорит Кевин Хэллок, профессор школы производственных и трудовых отношений Корнеллского университета. Он вспоминает группу руководителей высшего звена, разрыдавшихся после объявления о первых увольнениях. Когда Хэллок снова оказался в этой компании через полгода, те же самые руководители обсуждали очередные увольнения "исключительно в экономических терминах". "В первый раз им было очень трудно", - говорит он. Но они "взяли эту высоту".

Вдруг обойдется

Американские компании всегда сокращали штат даже при малейшем намеке на спад, за исключением разве что тех, на чьих предприятиях работают сильные профсоюзы, считает Владимир Гимпельсон, директор центра трудовых исследований ВШЭ. "В нашей стране уволить человека, учитывая выплату всех пособий, не так-то просто", - говорит он. По его мнению, 53000 уволенных по инициативе работодателя (данные вице-премьера России Александра Жукова) - цифра небольшая, учитывая, что в целом из крупных и средних компаний, по официальным данным (Росстата), ежемесячно уходит примерно 1 млн человек.

В России компании, которым удается обходиться без сокращений, по-прежнему есть. "В нашей компании решили никого не увольнять, зато мы стали больше внимания уделять тем проектам, которые приносят деньги, - рассказывает Дмитрий Едакин, коммерческий директор алкогольной компании "Дейрос". - Мы полностью пересмотрели мотивацию торгового персонала: если раньше сотрудники поощрялись за отгрузки товара, то сейчас - за приход денег".

Последствия роста

Компании Enterprise удавалось продолжать расти во время предыдущих экономических кризисов. Ее бизнес, в значительной степени опирающийся на рекомендации страховых компаний, мало зависел от непостоянства авиаперевозок. Но покупка в 2007 году конкурента Vanguard Car Rental Group, владельца брендов Alamo и National, увеличила долю Enterprise в рынке аренды автомобилей в аэропортах и прибавила компании 10000 сотрудников, что сделало ее более уязвимой перед экономическим кризисом. В финансовом квартале, закончившемся 31 октября 2008 года, выручка упала на 4%. Сначала Enterprise снизила темпы приема на работу, заморозила зарплаты и сократила сверхурочные. В середине октября гендиректор компании Эндрю Тейлор призвал сотрудников в разосланном по всей компании письме искать "дополнительные возможности сокращения расходов".

Две недели спустя, предвидя дальнейшее сокращение выручки, Enterprise решила закрыть филиалы, едва сводящие концы с концами, объединить региональные офисы и уволить сотни административных работников и работников службы техподдержки.

Сценарий изменился

И в России нынешний кризис не похож на предыдущие. "Меняется антикризисный сценарий для России, - говорит президент "Экопси консалтинга" Марк Розин. - Вместо урезания доходов и сохранения людей сейчас российские компании предпочитают сокращать людей, но сохранять доходы оставшимся". С 20 октября по 20 ноября прошлого года на сайте www.ecopsy.ru  проводился опрос на тему "Как ваша компания реагирует на кризис?", в котором приняли участие 370 менеджеров российских компаний. Как видно из результатов опроса, сокращения людей преобладают над сокращением зарплат (30% опрошенных против 8,5%). Во время кризиса начала 90-х гг. все было наоборот: в России была низкая безработица и низкие доходы, в то время как, например, в Восточной Европе наблюдался высокий уровень безработицы, но продолжали расти доходы. По мнению Розина, ничего плохого в этой ситуации нет: работодатели сочли, что лучше иметь одного высокоэффективного и высокооплачиваемого специалиста, который будет интенсивно загружен, чем несколько среднеэффективных и среднеоплачиваемых со средней или низкой загрузкой. Иными словами, больший акцент сейчас делается на повышении эффективности по сравнению с социальной составляющей.

Комментарии Фейсбук Вконтакте