Не кидайтесь в проблему деньгами

Дата публикации

Статья консультанта Павла Жогова, члена Правления АКУОР (Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию)

 

"Не кидайтесь в проблему деньгами" знакомит Вас с одним из таких алгоритмов.

 

ВНЕДРЕНИЕ РЕШЕНИЯ: "Обучающая компания"

 

Введение

 

Какие проблемы возникают у выпускников школ при выборе из альтернатив: пойти учиться или устроится на работу?

 

Отбросим ту часть выпускников, которые уже поступили в вузы.

 

Наша целевая аудитория – это та прослойка молодежи, которая хочет:

 

1) получить профессиональное образование для дальнейшего устройства на работу по специальности;

 

2) получить специальность, устроившись на работу;

 

3) попробовать поработать и определиться со специальностью.

 

Какие стереотипы распространены у этой части молодежи?

 

1. За хорошее образование надо платить (тренинги).

 

2. Получив образование, трудно устроиться на работу без трудового стажа (опыта работы).

 

3. Без стажа работы берут только на низкооплачиваемую работу – в фирмы с низкой зарплатой (такие, как "Плюс-Плюс").

 

Встает альтернатива:

 

  -либо идти учиться, платить за обучение (ничего не получать в профессиональном училище) и после получения диплома (сертификата) искать хорошую работу;

 

  -либо устроиться на любую работу, получить стаж, набраться опыта и через полгода-год, начать искать себе более "достойную" работу.

 

Обе дороги ведут к "хорошей" работе с "достойной" зарплатой.

 

При этом нередко выбор падает на второй вариант, поскольку:

 

1. За образование надо платить (ничего не получать – это тоже плата, студент расплачивается своим временем, нервами и т. д.);

 

2. После получения диплома поиск "хорошей" работы облегчается лишь очень незначительно;

 

3. При поиске работы приходится конкурировать с другими выпускниками, с лицами, имеющими трудовой стаж, с лицами, имеющими и образование, и стаж.

 

4. Работодатель больше ценит опыт работы без образования, чем профильное образование без трудового стажа;

 

5. Если неизбежно придется терять время на обучение, то лучше учиться, чтобы при этом платили тебе, а не ты платил за обучение. Это возможно, если устроиться на работу, пусть даже на маленькую зарплату, – т.е. учиться работая.

 

Зная эти стереотипы и определив предпосылки, существующие в нашей компании:

 

1) принимаем на работу продавцов без трудового стажа;

 

2) приглашаем на работу и без профильного образования;

 

3) проводим обучающие тренинги;

 

4) предоставляем "удобный" график – 5 через 5 ("пять дней я работаю, а пять дней могу искать "хорошую" работу");

 

5) низкая зарплата.

 

Можно не удивляться высокой текучке в компании, поскольку персонал, набранный таким образом, воспринимает Фирму как учебный полигон, стартовую площадку в своей будущей карьере.

 

Это даже хорошо, что нам сейчас плохо…

 

Иначе мы не смогли бы перестроиться и превратить наши слабости в сильные стороны компании.

 

Завтра – это хорошо начатое сегодня

 

Первое, что необходимо применить – это изменить позиционирование фирмы на рынке труда.

 

1. Мы не ищем продавцов, мы их готовим.

 

2. У нас продавцы учатся и работают.

 

3. Делается упор на практическое обучение – 30% теории, 70% практики.

 

4. Во время обучения выплачивается стипендия.

 

5. Срок обучения – 6 месяцев.

 

6. По окончании обучения выдается диплом с присвоением квалификации – продавец-кассир и/или продавец-консультант.

 

7. Время обучения включается в трудовой стаж – выдается трудовая книжка (вносится запись в трудовую книжку).

 

8. Закончившие обучение получают и диплом, и стаж работы.

 

Второй шаг – разработать:

 

1) форму диплома и количество дисциплин;

 

2) образовательный процесс;

 

3) внутренний PR;

 

4) меры по преодолению сопротивления персонала нововведениям, связанным с переходом на новую систему;

 

5) определение возможных проблем и принятие мер по их нейтрализации.

 

И следующий шаг – разделение наших продавцов на:

 

1) мастеров производственного обучения – "ветеранов" фирмы;

 

2) специалистов – диплом которым будет выдаваться "автоматом", или введение упрощенной процедуры выдачи диплома;

 

3) стажеров (студентов) – они уже есть у нас, надо только разработать процедуру перевода их с разряда помощника продавца в студента.

 

  -Можно мотивировать их переход с зарплаты на стипендию получением (выдачей) диплома.

 

  -Либо не снижая их зарплаты, брать оплату за обучение.

 

  -Либо оставить как есть, – отделить потоки уже имеющихся стажеров от вновь набираемых студентов, – а при переходе из стажера в специалиста брать плату за выдачу диплома (сдачу экзаменов).

 

Зайцы покупают дипломы львов

 

1. Стипендию (500-1000 рублей) получают только те студенты, у которых нет пропусков (прогулов) и которые сдали все зачеты и экзамены по теории и производственной практике.

 

2. Студенты, имеющие прогулы и задолженности, стипендию не получают.

 

3. Студенты, не желающие работать (проходить производственную практику) или сдавать экзамены, оплачивают свое обучение.

 

Прибыльное бескорыстие

 

Такие меры позволят Фирме:

 

1. Существенно снизить расходы на заработную плату стажеров – стипендия фиксированная, ее размер зависит от успеваемости в учебе и на работе;

 

2. Повысить качество обучения и "усвояемости" образовательных продуктов – надо сдавать экзамены;

 

3. Снизить "пропажи" товара – в дипломе ставится оценка за "сохранность и учет товара";

 

4. "Продавать" дипломированных продавцов на рынке труда – в продавцах всегда есть потребность;

 

5. Избежать "срочных" увольнений стажеров – не отучился, диплома не получил;

 

6. Избежать задолженностей при увольнении – не погасил задолженность, диплома не получаешь;

 

7. Получать доходы от образовательного процесса.

 

Магазин ларьку не товарищ, а фактор карьеры

 

1. Студент начинает свою трудовую деятельность в павильонах и магазинах, где по штату положено работать двум продавцам, "под присмотром" мастера производственного обучения (об этом делается запись в графе диплома "Работа с наставником");

 

2. Спустя 2-3 месяца он переходит на работу в киоск, где по штату положен один продавец, теперь "присмотр" осуществляет "старший продавец" и лишь время от времени (об этом опыте работы делается запись в графе "Самостоятельная работа";

 

3. После получения диплома продавцу предлагается поработать в качестве специалиста еще полгода – год в киоске, подчиняясь непосредственно заведующему отделом.

 

  -Заработная плата такого специалиста – 3000-3600 р./мес.

 

  -Мотивация:

 

  -Вы понимаете, что мы предлагаем вам остаться работать у нас, как одному из лучших студентов",

 

  -Точно так же и ваши будущие работодатели понимают, что мы не оставили бы у себя работать тех, кто не был успешен в учебе",

 

  -Это дополнительный фактор по повышению вашей рыночной стоимости".

 

4. После успешной работы в течение 6-12 месяцев специалисту предлагается перейти на должность мастера производственного обучения (или старшего продавца) с повышением ставки – 5000-6000 рублей в месяц;

 

5. Следующая ступень вертикальной карьеры – старший продавец (на трех-четырех точках), далее – заведующий отделом или тренер-преподаватель.

 

И все-таки мы шевелимся

 

После двух-трех "выпусков" мы сможем позиционировать Фирму и среди конкурентов, и на рынке в целом как:

 

1) обучающую компанию – у Фирмы всегда будет резерв действительно дешевых кадров (студентов) – серьезно упростится подбор продавцов, за обучение можно будет брать $;

 

2) фирму, которая занимается подготовкой продавцов, – мы сможем продавать программы обучения и стажировок продавцов на рынке;

 

3) фирму, владеющую базой данных по профессиональным продавцам, – это позволит нам "продавать" наших выпускников и продавцов другим торговым компаниям и тем самым контролировать текучку.

 

Продолжение читайте в печатном издании журнала "Управление персоналом"

 

П. Жогов

top-personal.ru

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте